№8, 1961/Хроника

Хроника

НАВСТРЕЧУ XXII СЪЕЗДУ КПСС

Э. БЕРЕЗИНА

В Союзе писателей СССР. Работа, которую Всесоюзное бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей СССР посвящает большому событию в жизни нашей страны – XXII съезду КПСС, очень разнообразна. Будет проведен цикл литературных вечеров, организованы встречи писателей, поэтов и критиков с читателями, отчеты журналов о своей деятельности. Многие писатели и критики уже встречались, а многим еще предстоят интересные встречи с читателями Москвы, Ленинграда, Дальнего Востока, целинных земель. Современность – основная тема всех этих встреч, диспутов, литературных вечеров. В апреле в Колонном зале Дома Союзов был организован вечер на тему «Литература и современность». Выступавшие прозаики, поэты, журналисты – С. Васильев, Г. Николаева, Н. Доризо, Е. Рябчиков, А. Коптяева, А. Салынский, Г. Марков, С. Щипачев, М. Матусовский и др. – рассказывали о своих планах, предстоящих поездках, о всей многообразной работе, проводимой к XXII съезду партии. В мае многие литераторы Москвы, Ленинграда, Украины поехали в Целинный край, на Дальний Восток, в Читинскую, Иркутскую, Новосибирскую и Кемеровскую области, в Красноярский и Алтайский края и другие районы СССР, где провели литературные вечера в колхозах, совхозах, на новостройках, в частях армии и флота.

Этим летом в Москве в ЦПКиО имени Горького была организована «трибуна писателя». «От края до края, от моря до моря» – так называлась интересная встреча с читательским активом, на которой с рассказами о стройках коммунизма, о целинных землях и чтением своих произведений выступили А. Аграновский, И. Винниченко, К. Лапин, Н. Атаров, А. Вальцева, Л. Жариков, Ю. Семенов, И. Забелин, Г. Калиновский, В. Урин, С. Шуртаков, Н. Тарасенкова, А. Марьямов, Л. Кудреватых, В. Боков, А. Фесенко.

Первый вечер на тему «Поэты и современность» из этого цикла состоялся в начале июня.

На вечере «В семье единой» выступили поэты Армении, Грузии, Латвии.

Во встрече «За мир и дружбу» приняли участие писатели, побывавшие в Китае, Чехословакии, ГДР, Венгрии, Болгарии, Румынии, Вьетнаме, Индонезии, Индии, Кубе.

Традиционный «День литературы» состоялся 18 июня – в день 25-летия со дня смерти А. М. Горького. «Дни литературы» были проведены силами московских и местных писателей в различных городах Федерации.

Широко готовятся к съезду советские поэты. К его открытию выпускается специальный сборник «День поэзии», а задолго до этого пройдут читательские конференции, на которых будут обсуждаться отдельные поэтические сборники, поэты выступят в цехах заводов, клубах, в книжных магазинах, на площади Маяковского.

Своеобразным отчетом предстоящему съезду являются встречи редакций и авторского актива с читателями «толстых» журналов – «Знамени», «Москвы», «Октября», «Юности», «Дружбы народов», «Театра», «Иностранной литературы». Так, в конце мая в Доме культуры МГУ молодые читатели встретились с коллективом журнала «Юность».

В том же месяце прошла встреча литературной и читательской общественности с сотрудниками «Октября».

Нафилологическом факультетеМГУ. Предсъездовские обязательства филологического факультета МГУ связаны прежде всего с изданием учебников.

В декабре выйдет из печати II том «Истории русской литературы XIX века» под редакцией проф. Г. Поспелова; II том «Истории русской советской литературы», о котором уже сообщалось в нашей хронике, также выйдет в свет в декабре. Коллектив кафедры русской литературы работает над созданием учебника по истории русской литературы XX века, а кафедра зарубежной литературы – над «Историей зарубежных литератур XIX века», т. II.

К XXII съезду КПСС организуется на общественных началах отделение для подготовки сельской молодежи к поступлению на факультет. На новом подготовительном отделении обучение будет проводиться заочно. Заочный период обучения продолжится с 1 октября по 1 июля. За это время преподаватели по рефератам и другим работам узнают своих будущих студентов, и элемент случайности, неизбежный на вступительном экзамене, будет устранен. Еще большее значение имеет то, что сам поступающий сможет убедиться, действительно ли избранная им специальность соответствует характеру его способностей.

Многие ученые факультета посвящают XXII съезду партии свои научные работы. Так, проф. Р. Самарин заканчивает монографию о творчестве Мильтона Выходит в свет сборник статей «Против буржуазных и ревизионистских концепций в истории русской литературы» (о котором наш журнал уже информировал читателя); заканчивается работа над первым выпуском первого тома этимологического словаря.

 

«ЧЕГО МЫ ЖДЕМ ОТ ЭСТЕТИКИ?»

«Чего мы ждем от современной эстетической мысли?» Ответить на этот вопрос, обменяться мнениями о насущных задачах советской эстетической науки секция критики и литературоведения московской писательской организации и правление Центрального Дома литераторов пригласили теоретиков и практиков искусства и литературы. Этот разговор состоялся в апреле текущего года.

Что происходит в нашей эстетике, чем и как она помогает практике, что может сделать для литературы и искусства – таков «угол зрения» для обмена мнениями, предложенный открывшим собеседование С. Машинским.

За последние пять лет в советской эстетической науке произошли изменения к лучшему. Издано немало книг, сборников, монографий по актуальным проблемам эстетики. Причем значительно расширилась «география» изданий – авторами многих работ выступили наряду с москвичами и ленинградцами ученые других городов. Широкое распространение получила научно-популярная эстетическая литература. В конце прошлого года вышел коллективный труд «Основы марксистско-ленинской эстетики», справедливо расцененный как своеобразный итог развития нашей эстетики. Интерес к эстетике стали проявлять «толстые» журналы, вовлекая в обсуждение насущных эстетических проблем широкий круг читателей. Другое знаменательное явление – внимание к теории со стороны художников. Как следствие этого – появление ряда теоретических работ, написанных деятелями литературы и искусства. Сейчас не только теория тянется к практике, но и практика ищет союза с теорией. Все это не может не радовать. Но в наше время развитие эстетической, науки надо соизмерять с грандиозными планами созидания коммунизма, с той важной ролью, которую советская литература и искусство призваны играть в коммунистическом строительстве и воспитании нового человека, с задачами формирования высоких эстетических вкусов людей. Этой мыслью были проникнуты все выступления.

В чем главная беда нашей эстетики?

На взгляд С. Машинского, поддержанного другими товарищами, – в недостаточно высоком уровне ее теоретической мысли. Книг выходит много. Но можно ли сказать, что каждая новая книга- шаг вперед? На это С. Машинский отвечает отрицательно. Споров в эстетике гораздо больше, чем в других общественных науках. К сожалению, позитивное решение эстетических проблем слабее полемического запала.

Серьезная слабость эстетики, по Мнению почти всех выступавших, в том, что она недостаточно вторгается в художественную практику. Отсюда и те абстрактные, схоластические рассуждения, которые все еще встречаются в работах по эстетике. Не страсть к жизни, сказал художник В. Неменский, а «мозговая эквилибристика» характеризует такие труды. Их авторы «создают» законы искусства в отрыве… от самого искусства.

Недостаточная связь с жизнью, художественной практикой – один из самых серьезных недочетов многих эстетических работ. Но бывает, с точки зрения С. Машинского, и еще хуже, когда вмешательство эстетика в литературу и искусство носит поразительно некомпетентный характер. В качестве примера он приводит рассуждения П. Мезенцева о поэзии Л. Мартынова, П. Антокольского, И. Сельвинского в книге «Эстетические взгляды В. И. Ленина».

Вопрос о преемственности в развитии эстетики, о необходимости опираться на созданное в предыдущие годы поднял в своем выступлении В. Разумный. В частности, он обратил внимание присутствующих на то, что признаки, с помощью которых некоторые советские теоретики пытаются характеризовать современность художественного стиля – лаконизм, экспрессивность, динамизм, – назывались по крайней мере три десятилетия тому назад.

Чем должна заниматься эстетика, какие проблемы выдвигают перед ней те события и изменения в жизни страны, которые связаны с развернутым строительством коммунистического общества – об этом говорили многие из участников собеседования.

По мнению Г. Апресяна, упущением нашей эстетики является то, что она опирается только на искусство и литературу, занимается лишь законами художественного творчества. В стороне остается сама социалистическая действительность – важнейший источник советской художественной практики.

С высказываниями Г. Апресяна полемизировал А. Зись. Главная задача эстетики – в осмыслении художественной практики, ибо через искусство происходит формирование эстетического освоения действительности. М. Пархоменко говорил о недостаточной разработке проблемы эстетического идеала, категории прекрасного, красоты. Проблема идеала еще не заняла должного места в работах наших эстетиков.

Продолжая эту тему, Ю. Борев отметил, что до сих пор не получила своего освещения категория возвышенного. Даже среди авторского коллектива «Основ марксистско-ленинской эстетики» нет единого мнения – является ли эта категория эстетической или ею должна заниматься этика. Выступая в защиту своей концепции эстетического от неправильных, с его точки зрения, требований, Л. Столович (Тартуский университет) критиковал статью Я. Эльсберга, опубликованную в журнале «Вопросы философии» 1961, N 1). Вопросам художественной самодеятельности, соотношения самодеятельного и профессионального искусства, изменения самого понятия «народное творчество» уделили внимание в своих выступлениях П. Антокольский и Л. Кассиль. В частности, Л. Кассиль остановился на вопросе эстетического воспитания через художественную самодеятельность. Он «читает, что надо различать две проблемы: эстетическое воспитание самих участников самодеятельности и воспитание самодеятельностью тех, кто воспринимает ее.

О необходимости разработки теории эстетического воспитания говорили многие участники встречи. Сейчас, отметил М. Пархоменко, эстетика становится духовной пищей, предназначенной для всего народа. И от того, как эстетически будут воспитаны наши люди, во многом зависит дальнейшее развитие искусства. В. Разумный не согласился с тем, что под эстетическим воспитанием сплошь и рядом понимают буквально все вопросы, связанные с культурой человека. По его мнению, вряд ли правомерно включать сюда такие вещи, как умение одеваться, вести себя на улице и т. д.

П. Антокольский считает, что эстетика должна активнее влиять на эстетическое воспитание людей. Эстетическое воспитание – это прежде всего воспитание детей и подростков. Дети рождаются способными, талантливыми, все остальное от среды, родителей. Надо давать детям уроки рисования, сольфеджио, художественной гимнастики. Если эстетика уделит большее внимание вопросам педагогики, она сможет значительно повысить свою роль в коммунистическом строительстве.

Мнение о том, что главная задача эстетики – эстетическое воспитание, поддержал в своем выступлении В. Неменский, показавший на конкретных примерах из своей педагогической практики факты непонимания роли искусства, ханжеского, мещанского отношения к художественным творениям даже со стороны тех, кто призван воспитывать молодое поколение.

В выступлениях С. Машинского и Г;

Цитировать

От редакции Хроника / От редакции // Вопросы литературы. - 1961 - №8. - C. 245-251
Копировать