№10, 1975/Панорама

«Глубинная песнь»

Есть эпохи, к которым неприменимо в сознании современников понятие «прошедшего времени», и есть поэзия, которая не переходит с течением лет в раздел истории литературы. К французской поэзии Сопротивления это относится в полной мере. Литература тех лет уже стала классикой, но и по сей день она факт живого художественного процесса.

Период Сопротивления дал толчок для развития многих тенденций современной французской литературы, – небывалый творческий взлет пережили в то время писатели самых различных направлений.

По словам Жана Кейроля, одного из крупнейших поэтов Сопротивления, прошедшего войну и муки концлагерей, «поэзия оказалась на авансцене разыгрывавшейся драмы; она сражалась; у нее были свои убитые, свои святые и свои герои, и сражение продолжается; тогдашняя поэзия подобна оружию после стрельбы – она еще обжигает…»

И два вышедших к 30-летию освобождения Парижа капитальных труда: антология-исследование Пьера Сегерса «Сопротивление и его поэты» и специальный номер «Эроп»»Поэзия Сопротивления» 1 – несут на себе печать страстности, редкой в литературоведении.

Материал, вошедший и в книгу Сегерса, и в номер «Эроп», определяет и их построение. Трудно обозначить жанр работы Сегерса – собственно поэтическая антология занимает в ней едва, ли одну треть объема, основное же место отведено эссе самого автора, поэта, издателя, критика, одного из организаторов французской подпольной печати, работавшего в нелегальных «Эдисьон де минюи» и «Библиотек франсез», основателя журналов «Поэт каске» и «Поэзи».

«Сопротивление и его поэты» – работа во многом пока уникальная по широте охвата материала, по количеству привлеченных документов. Она содержит и скрупулезно восстановленную месяц за месяцем историю оккупации и освобождения Франции, и историю литературы тех лет, и мемуары Сегерса, свидетельствующие о его ярком публицистическом даровании. Страницы авторского дневника соседствуют здесь со свидетельствами очевидцев; письма, написанные перед расстрелом, – со страницами подпольной прессы. «…Известное и скрытое, очевидное и трудновообразимое, – все то, что составляло хаос идей, чувств, слухов и разговоров того времени, без чего сегодня невозможно восстановить целостную структуру. Хорошо, что Пьер Сегерс, когда писал эту книгу, стремился найти свою дорогу к правде, то слушая свою память, то слушая историю, прерывая свой рассказ записью хроники, которая воссоздает повседневную жизнь, именно ту жизнь, о которой не говорит история, но которая наполняла день за днем», – пишет в рецензии на эту книгу, опубликованной в «Эроп», Жак Гошрон.

Сегерс не отрывает рассказ о событиях от рассказа о стихах, ибо строки сами становились событиями.

Эта неразделимость поэтической и временной ткани придает удивительную цельность и юбилейному номеру «Эроп». Свод материалов о поэзии Сопротивления, открывающийся обзорной статьей Жака Гошрона «Важный момент французской поэзии», включает очерки о творчестве многих поэтов Сопротивления: Луи Арагона (Гастон Бесетт, «Поэзия – подземная река»), Веркора (статья Жаклин Брюлер), Пьера Эмманюэля, Лоиса Массона, Жана Кейроля (Жак Мадоль, «Те, кто верили в небо»), Пьера Жан Жува и Жана Кассу (выступление Даниэля Леверса), обзор журналов «Поэт каске» и «Поэзи» (автор Ги Морель), документы тех лет, воспоминания о погибших писателях, статью Макса-Поля Фуше «Поэзия и надежда», посмертно опубликованное эссе директора «Эроп» Пьера Абраама «Взаимодействия», антологию песен Сопротивления, список запрещенных гитлеровцами Книг и другие материалы.

«Нацисты стремились унизить, но главная их цель была уничтожить. Не сопротивляться значило дать молчаливое согласие на уничтожение», – пишет Пьер Сегерс.

  1. Pierre Seghers, La Résistance et ses poètes, Paris, 1974; «La Poèsie et la Résistance» – «Europe», 1974, juillet – aout.[]

Цитировать

Стрижевская, Н. «Глубинная песнь» / Н. Стрижевская // Вопросы литературы. - 1975 - №10. - C. 189-192
Копировать