№3, 1964/Обзоры и рецензии

Герои критика

В. Залесский, Героя я ищу… Статьи о драматургии и театре, «Советский писатель», М. 1963, 323 стр.

Художник творит своих героев, но и герои «делают» художника, во многом определяя его репутацию. Словом: «Скажи мне, кто твой герой, и я скажу тебе, кто ты». Пожалуй, это приложимо и к критику; он тоже вправе, и даже обязан, выбирать себе героев. Герой – определяющая категория художественного творчества вообще, искусства социалистического реализма – в особенности. В герое выражается и общественная позиция художника, и многое «личное», особое.

«Героя я ищу…» – так назвал свою последнюю книгу недавно скончавшийся театральный критик В. Залесский. И он не только ищет и находит своих героев – в пьесах Л. Леонова и А. Штейна, В. Пановой и И. Друце, А. Островского к В. Шекспира, – он и борется за них, спорит с их создателями – драматургами и режиссерами.

Множество самых различных героев, созданных советскими драматургами, воплощенных режиссерами, сыгранных актерами в недавние годы, восстанавливает в памяти читателя автор книги. Говоря о героях-современниках, В. Залесский нередко находит опору для своих мыслей и в лучших советских пьесах предвоенных десятилетий. В книге заходит речь и о зарубежной драме.

«Предмет драмы – человек». «Красота человеческая». «Героический театр». Эти названия глав книги определяют то основное, что отстаивает В. Залесский, – жизнеутверждающие, гуманистические начала нашего искусства. Автора занимает не только героика современности, но и героика истории. Не только героика подвига, исключительного поступка-деяния, но и героика повседневности, творимая людьми обыкновенными. Не только герои подлинные, но и их антагонисты, в столкновении и борьбе с которыми раскрывается подлинная суть и величие героизма.

Книга представляет собой сборник статей, писавшихся в разное время, по разным поводам, в разных ракурсах. Здесь и содержательная статья о творчестве одного драматурга (А. Салынского), и раздумья над циклом пьес «о любви и семье», и критические заметки об отдельных спектаклях. Интересны суждения автора о сценических исканиях А. Попова и постановках Н. Охлопкова, о режиссерской работе М. Ромма, о творческом лице таких коллективов, как ЦТСА, МХАТ, Малый и Вахтанговский театры.

Книга привлекает свободой и непринужденностью, с которой автор переходит от одной темы к другой, многообразием затронутых вопросов. При этом В. Залесский не скрывает своих пристрастий и вкусов. Он строг и неуступчив там, где замечает идейные просчеты, нехватку художественной убедительности. Нередко вступает в спор; «В защиту моих героев» – называется одна из глав.

«Уметь видеть!», «Искать, всегда искать!» В этих «заголовочных» словах ряда статей – пафос книги. Поддерживая подлинное новаторство, критик ‘возражает против новизны мнимой, надуманной, отстаивает ценность достижений прошлого. Но иногда взвешенность сопоставлений нового и старого уступает место случайным и необоснованным предпочтениям. Порой традиционные представления выдвигаются как преграда для новых поисков.

Кстати, в таких именно случаях возникают и произвольные оценки, вызывающие несогласие. В. Залесский высоко оценивает, скажем, «Миссурийский вальс» Н. Погодина и «Иначе жить нельзя» А. Софронова, произведения явно отмеченные печатью заданности и умозрительного конструирования. В то же время совершенно уничтожается недавняя пьеса К. Симонова, о которой критик пишет, полностью игнорируя замысел драматурга: «…Симонов центральным героем своей новой пьесы «Четвертый» сделал подонка, трусливого мещанина» (стр. 85). Но ведь К. Симонов вовсе и не выдает четвертого персонажа своей пьесы за героя! Герои – это те трое, что погибли при организации побега из фашистского плена, и те, кто готов сегодня противостоять милитаристам. Четвертый стал главным персонажем пьесы отнюдь не потому, что автор стремился его героизировать. Напротив, всем ходом действия драматург недвусмысленно осуждает его жизнь за цепь компромиссов, за измену тем троим, которые погибли ради того, чтобы он жил. Но К. Симонов показывает, что воспоминания Четвертого – акт пробуждающейся совести. Он, напоминает Четвертому и ему подобным, что и они ответственны за то, быть или не быть новой войне. Пусть и не во всем безупречная, пьеса К. Симонова, на наш взгляд, представляет собой интересный и актуальный творческий поиск. Напомним, что на этом направлении возникло и другое значительное произведение драматургии, близкое по замыслу к пьесе К. Симонова, не менее своеобразное и сложное по исполнению, – киноповесть Л. Леонова «Бегство мистера Мак-Кинли».

«Своими» героями критик называет Спартака и Отелло, Арбенина и бесприданницу Ларису. Причем, возражая против лобового осовременивания одного из любимых «своих» героев, В. Залесский не без остроумия замечает: «Генерал Отелло совсем не участник Бандунгской конференции» (стр. 287). Тут, пожалуй, спорить не с чем. Действительно, столь стремительное сближение классики с современностью вряд ли необходимо. Но что же; все-таки мог бы увидеть близкого нам, что мог бы открыть нового для себя в Отелло и других классических образах сегодняшний художник? С этой, конечно, наиболее существенной, стороны вопрос об отношении к классике решается критиком-с меньшей убедительностью.

В. Залесский весьма неодобрительно отзывается не только о неожиданной трактовке Отелло, которую дал этому герою балетмейстер и танцовщик В. Чабукиани. Невольно начинаешь задумываться: а не слишком ли суженные представления у критика о возможностях этого вида сценического искусства? Сомнения в правоте В. Залесского возрастают, когда он начинает настойчиво возражать, критикам, ратующим за расширение тематического и образного диапазона балетной сцены. И уж совсем не хочется соглашаться с категоричностью вывода В. Залесского о бесперспективности обращения балета к образам драмы: «Нам кажется, что сфера балета более близка к эпической или лирической поэзии, чем к тем или другим жанрам словесной драматургии» (стр. 286).

Не соглашаешься потому, что в памяти живут впечатляющие образы Джульетты, Лауренсии, Сольвейг, пришедшие в балет из «словесной» драматургии, потому, что обещающее обновление приносят балетной сцене такие» например, из недавно поставленных в Ленинграде балетов, как «Легенда о любви» и «Клоп».

Книга В. Залесского содержит немало такого, о чем хочется поспорить. Но открытая пристрастность не помешала ему во многом и в главном – остаться верным действительной картине движения нашего сценического искусства последних лет.

г. Ленинград

Цитировать

Зайцев, Н. Герои критика / Н. Зайцев // Вопросы литературы. - 1964 - №3. - C. 212-213
Копировать