Герберт Уэллс о Джойсе. Публикация и перевод М. Дмитриева
Публикуемое ниже письмо Г. Уэллса к Дж. Джойсу1 интересно как эпизод истории. Вместе с тем оно могло бы послужить аргументом в литературных спорах последнего времени.
В течение нескольких лет двух писателей связывали дружеские деловые отношения. Уэллс откликнулся доброжелательной рецензией на первый роман Джойса «Портрет художника в молодости» (1915). Он одобрял энергичный протестующий тон ранних произведений Джойса. Они привлекали его также сдержанностью и тактом в использовании новейших средств психологического анализа. Джойс нарушал привычные законы композиции, построения сюжета. Не чередование событий, а ход мысли, смена чувств управляли движением его рассказов и романа. Звено за звеном писатель разворачивал цепь впечатлений, воспоминаний, отзвуков, ассоциаций, вскрывая процесс субъективного развития. При на и скрупулезности анализа переживания его героев в ранних книгах сохраняли цельность. Это было положительно оценено Уэллсом. «Живая и убедительная история ирландского католического воспитания», – отметил он в рецензии на «Портрет художника».
В «Улиссе» (1922), однако, Джойс окончательно порвал с реалистическими литературными нормами. Душевные движения слились у него в калейдоскопическом «потоке сознания». Этот формальный хаос отразил упадочную бесперспективность мировоззрения писателя.
- Опубликованов «Letters of J. Joyce». Edited by St. Gilbert. London, 1957, pp. 271 – 275[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.