№5, 2012/Книжный разворот

Георгий Владимирович Иванов. Исследования и материалы: 1894-1958. Международная научная конференция

Георгий Владимирович Иванов. Исследования и материалы: 1894 — 1958. Международная научная конференция / Сост. и отв. ред. С. Р. Федякин. М.: Литературный институт им. А. М. Горького, 2011. 464 с., ил.

Сборник подводит итоги Международной научной конференции, которая состоялась в Литинституте 29-30 октября 2008 года и была приурочена к 50-летию со дня смерти Георгия Иванова.

Первый раздел сборника — «Доклады и сообщения» — включает 22 статьи, десять из них посвящены историко-литературным сопоставлениям творчества Г. Иванова и других представителей раннего и позднего русского модернизма — О. Мандельштама, В. Нарбута, С. Есенина, И. Северянина, А. Ремизова, И. Кнорринг, Ю. Одарченко.

Тон задают исследования поэтического наследия Г. Иванова. Новое понимание творческой эволюции поэта предлагает А. Чагин в статье «Истоки пути: от «Лампады» к «Дневникам»». Общепринятое деление творчества Г. Иванова на два идейно-эстетических периода (доэмигрантский и период 1930-1950-х годов, начавшийся сборником «Розы») подвергается сомнению. Анализируя отдельные стихотворения «Вереска» и «Садов», Чагин обнаруживает в них те смысловые мотивы и интонационные ходы, которые в эмигрантский период станут определяющими. Таким образом, исследователь настаивает на целостности творческого пути Г. Иванова и призывает «не отсекать стыдливо ранние его произведения от того действительного взлета творчества, который последовал в 1930 — 1950-е годы» (с. 22). Анализ Чагина убедителен, а желание «не отсекать стыдливо» написанное Ивановым до «Роз» понятно. Но едва ли можно просто вычеркнуть из истории литературы факт, который не опровергается нынешними исследователями (в том числе большинством авторов сборника) и, что особенно важно, — современниками поэта: рубеж 1931 года — момент преображения поэта Георгия Иванова, а вот механизм этого преображения действительно требует осмысления.

Проза Георгия Иванова исследована гораздо меньше поэзии, и сборник в значительной мере восполняет этот пробел. Статьи Н. Грякаловой, С. Федякина, О. Елагиной посвящены разным аспектам мемуаристики. Ю. Орлицкий в небольшой статье «Стиховое начало в «Распаде атома»» исследует приемы орнаментализма, генеалогия которых, по мнению автора, лежит в русской модернистской прозе (есть интересные сопоставления с прозой Белого) и стихах самого Иванова. «Поэтическое начало» в «Распаде атома» отмечал, еще в статье 1938 года, Ходасевич, назвавший это произведение «поэмой в прозе». Орлицкий выделяет несколько приемов использования стиха в ткани прозаического текста: массированное цитирование стиха в прозе, метризацию прозы, лиризацию текста и переход к повествованию от первого лица, отказ от жесткого сюжетного порядка следования эпизодов. Однако произведение Иванова настолько богато приемами поэтизации, что исчерпать эту тему в пределах одной статьи невозможно; проблема орнаментализма в прозе Иванова, безусловно, ждет более детальной разработки.

Появление в сборнике второго раздела, «Слово о поэте», обусловлено спецификой Литературного института, в учебной практике которого сочетаются академическая и творческая составляющие. В этом разделе содержатся материалы ненаучного характера, включающие творчество Иванова не столько в строго филологический обиход, сколько в культурную атмосферу наших дней, в конкретные писательские миры. Среди прочего здесь публикуются два блестящих эссе: «Голос, укрепленный отчаянием» поэта Ю. Кублановского, в котором автор размышляет о знаменитой амбивалентности ивановского поэтического сознания, и «О поэтической технике Георгия Иванова» поэта и доцента Литинститута И. Болычева, в котором Г. Иванов предстает предтечей постмодернизма.

Третий, заключительный, раздел сборника «Материалы и публикации» вводит в научный оборот ряд неизвестных и малоизвестных текстов Георгия Иванова. А. Арьев публикует 15 писем Г. Иванова к И. Мартыновскому-Опишне, сотруднику журнала «Возрождение», датированных 1956-1958 годами. Их оригиналы хранятся в библиотеке Йельского университета. Ольга Елагина собрала ранние рассказы Г. Иванова, разбросанные по периодике 1914-1917 годов. Они написаны еще неопытной рукой и не представляют большого интереса для широкого круга читателей. Зато очень интересны с историко-литературной точки зрения, например, тем, что их фрагменты воспроизводятся в более поздних произведениях. Со вступительной заметкой и примечаниями С. Федякина в сборнике воспроизводятся мемуарные очерки из цикла «Невский проспект», выходившие в газете «Последние новости» в 1926-1928 годах. В отличие от «Петербургских зим» и «Китайских теней» этот цикл воспоминаний до сих пор остается малоизвестным.

О Г. Иванове как о самобытной фигуре в русской поэзии ХХ века заговорили после выхода большой подборки в 3-м номере журнала «Знамя» за 1987 год, подготовленной В. Смирновым. С тех пор появились работы Е. Алековой, Н. Богомолова, Е. Витковского, О. Коростелева, Ю. Кублановского, Н. Мельникова, О. Ронена, И. Тарасовой, Р. Тименчика, А. Чагина, а также научные биографии поэта, написанные В. Крейдом (2007) и А. Арьевым (2009). Теперь, по прошествии двадцати пяти лет после «возвращения» Иванова, данный сборник исследований и материалов подводит предварительные итоги изучения его творчества.

С. ЧЕРЕДНИЧЕНКО

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2012

Цитировать

Чередниченко, С.А. Георгий Владимирович Иванов. Исследования и материалы: 1894-1958. Международная научная конференция / С.А. Чередниченко // Вопросы литературы. - 2012 - №5. - C. 480-481
Копировать