Генрих Манн в превратных толкованиях
Едва только вышли в свет первые крупные романы Генриха Манна, вокруг имени писателя разгорелись споры. Они продолжались до самой смерти Г. Манна и не прекращаются по сей день – более двадцати лет спустя.
Генрих Манн вошел в мировую литературу как прозаик острой социально-политической проблематики, обличитель современного ему немецкого буржуазного общества. Еще в 1915 году Луначарский назвал Генриха Манна «одним из наиболее независимых писателей Германии, одним ив людей, мужественно продолжающих… непреклонную и неумолимую войну против язв своей страны» 1. Большой интерес к Генриху Манну – и это вполне естественно – проявляют ученые ГДР. Среди ряда серьезных исследований, посвященных этому художнику, надо упомянуть работы А. Абуша, У. Дицеля, Г. Еринга, К. Гейслера, Г. Камницера, М. Хана, В. Хердена. В начале 50-х годов в ГДР был создан Архив писателя, пополненный, в частности, его рукописями, корреспонденциями, дневниками, присланными из США и Чехословакии (дар дочери писателя Леони Манн).
В этом году в ГДР было торжественно отмечено 100-летие со дня рождения Г. Манна. Юбилей писателя получил широкий отклик и в нашей стране. Творчество Г. Манна издавна привлекает внимание советских критиков. Серьезный вклад в изучение его литературного наследия внесли Е. Книпович, И. Миримский, Т. Мотылева, О. Егоров, К. Нартов, Н. Серебров и другие наши исследователи.
Реакционные историки литературы встречали каждое новое произведение Г. Манна с нескрываемой враждебностью. Еще в 1906 году (к этому времени появились такие произведения Г. Манна, как романы «Земля обетованная», 1900, и «Учитель Гнус», 1905, эссе о Флобере и Жорж Санд, 1905) критик К. Буссе заявил: хотя книги этого писателя и содержат «многое от подлинного искусства», они относятся к категории таких, против которых он, Буссе, будет «бороться до последнего вздоха» 2.
Острота обличений в произведениях Г. Манна не раз служила поводом обвинять его в отсутствии любви к родине, в душевной холодности. В великолепных сатирических книгах писателя, пронизанных гражданским пафосом, иные исследователи видели лишь плод «игры мысли художника, стоящего в стороне от действительности» 3. Не раз буржуазные ученые ставили под сомнение художественную ценность произведений Г. Манна. Так, западногерманский критик Э. Лонер в статье, опубликованной в 1961 году, утверждал, что в творчестве Г. Манна «литература становится служанкой политики» 4. Э. Лонер оспаривал и прогрессивное идейное содержание лучших книг писателя. Монументальную трилогию «Империя» он назвал памфлетным документом «весьма сомнительного качества, как с политической, так и с литературной точки зрения». В появившейся не так давно в ФРГ книге В. Вельцига «Немецкий роман XX века»»Верноподданный»охарактеризован как произведение желчное и малоинтересное5.
Неприязнь подобных литературоведов к творчеству Г. Манна, разумеется, не случайна – в ней сказалось их враждебное отношение к передовому искусству, к творчеству антибуржуазных, антифашистских писателей. В 1970 году западногерманская газета «Франкфуртер рундшау» не без основания отмечала, что «на всю литературу антифашистской эмиграции в ФРГ было наложено своеобразное табу». Против антифашистских художников реакция организовала «заговор молчания», о них «нет ни одного сколько-нибудь серьезного труда», и вообще произведения таких мастеров, как «Генрих Манн, Арнольд Цвейг, Альфред Дёблин и Анна Зегерс, до сих пор не нашли широкого распространения в ФРГ» 6.
Генриха Манна старались не замечать в вильгельмовской империи. Гитлеровцы под угрозой репрессий запрещали немцам читать его книги и сжигали их на кострах. Обходили молчанием писателя и официальные круги США, где он провел последнее десятилетие своей жизни. Его творчество хотели бы похоронить и реакционные силы ФРГ. В конце 50-х годов гамбургское издательство «Классен-ферлаг» выпустило сочинения Г. Манна, отметив в издательском предисловии: «Генрих Манн относится у нас к числу наименее известных представителей немецкой литературы. Недоразумения и политические обстоятельства привели к тому, что (западные) немцы предали забвению одного из самых значительных писателей современности» 7.
Показательный факт: когда в мае 1969 года литературно-критический журнал «Акценте» (ФРГ) попросил двадцать шесть литераторов высказать свое отношение к Генриху Манну, пятнадцать опрошенных не разрешили обнародовать их ответы. Возможно, дело объяснялось просто незнанием, но скорее всего эти литераторы не считали вполне безопасным для себя открыто выражать интерес к художнику, произведения которого «были приняты в ФРГ в штыки» 8. Остальные (по большей части представители молодого поколения) откровенно признались, что Г. Манн им почти или вовсе незнаком. Среди немногих, кто высказался о писателе положительно, был Генрих Бёлль. Он особо отметил злободневность «Верноподданного». В романе запечатлено, по словам Бёлля, немало такого, что встречается и в западногерманской действительности, – «злоупотребление ложными идеалами… во имя сообщества буржуа, объединенных самыми земными, сугубо материальными интересами, сообщества, которому внушает подозрение все гуманное, все, что связано с социальным прогрессом, все, что несет свободу… Я был удивлен, – писал Бёлль о «Верноподданном», – удивлен и даже испытал чувство испуга: пятьдесят лет прошло после появления этой книги, а передо мной все еще предстает та же, основанная на насилии, модель верноподданнического общества» 9.
И все же, вопреки усилиям реакционных кругов, и в ФРГ растет интерес к литературному наследию Г. Манна. В марте 1971 года Общество Томаса Манна в Любеке провело в связи со 100-летием со дня рождения Г. Манна научную сессию, в которой приняли участие историки литературы из ФРГ, Франции и США. Однако на этой сессии не были представлены ученые социалистических стран.
О характере любекской сессии можно судить хотя бы по бурной реакции на нее студенческой молодежи, выразившей решительный протест против бездушного академизма, присущего подавляющему большинству выступлений, против выбора тем для докладов, да и подбора докладчиков. Студентов возмутило, например, отсутствие на сессии такого известного западногерманского литературоведа, как Клаус Шрёдер, перу которого принадлежат интересные работы о Г. Манне. Молодежь решила создать (на базе Франкфуртского университета) Общество Генриха Манна. На родине писателя – в Любеке – такого общества еще нет.
Проведенные в ФРГ юбилейные мероприятия произвели на трезвых немцев довольно удручающее впечатление. Газета «Франкфуртер альгемайне» писала: «Только циника может утешить тот факт, что любекская сессия с ее пробелами, упущениями и чувствовавшимся во всем индифферентизмом, продемонстрировала на свой лад особенности, характерные для немецкой истории в целом. Речь идет как раз о том, что нашло свое отражение и в творчестве Генриха Манна, а именно об «упущенных возможностях» 10.
В буржуазном литературоведении мы нередко сталкиваемся с игнорированием или превратным толкованием идейных позиций Г. Манна, со стремлением отторгнуть его от реалистической литературы. Конечно, западные критики не единодушны в своем скептическом отношении к автору «Верноподданного» и дилогии о Генрихе IV. Объективный подход к проблемам творчества Генриха Манна ощущается, например, в книгах К. Шрётера «Начальный этап творчества Генриха Манна» (1965) и «Генрих Манн в свете собственных свидетельств и фотодокументов» (1967), да и в некоторых других работах, опубликованных за последние годы.
Однако чаще всего в трудах о Генрихе Манне, появляющихся на Западе, мы обнаруживаем свидетельства неспособности (а может быть, и нежелания) исследователей понять смысл творчества писателя. Показательны в этом отношении книги французского литературоведа Андре Банюльса «Генрих Манн, Художник и политика» 11, американского германиста Рольфа Линна «Генрих Манн» 12, а также опубликованная в ФРГ на немецком языке работа профессора из Индианы (США) Ульриха Вейсштейна «Генрих Манн. Историко-критическое введение в его художественное творчество» 13.
Объемистая работа А. Банюльса привлекает основательностью проведенных автором изысканий, богатством использованного архивного материала, анализом некоторых стилистических особенностей прозы Г. Манна. Автор по» ставил важную задачу – изобразить творческий путь Г. Манна в соотнесенности с политической жизнью нашего времени. Но как изображает этот французский литературовед взаимосвязь художника и политики? Ведь речь идет о писателе, осознавшем величие социалистических идеалов, о художнике-гражданине. В книге А. Банюльса Г. Манн – это «все более и более уединяющийся обитатель Парнаса». Действенный, боевой гуманизм Г. Манна критик старается представить не только гуманизмом абстрактным, но к тому же приправленным изрядной долей разочарованности, исторического пессимизма. Французский исследователь прямо декларирует – всем фактам вопреки: «Ход истории, современником которой он (Г. Манн. – Г. З.) был, подорвал его доверие к человечеству». Это не случайное, не частное замечание. На протяжении всей своей книги А. Банюльс тщится создать впечатление, будто писатель был то беспочвенным мечтателем, то заведомым скептиком.
Вызывает недоумение оценка А.
- «А. В. Луначарский. Неизданные материалы», «Литературное наследство», т. 82, стр. 295.[↩]
- Thomas Mann, Heinrich Mann, Briefwechsel 1900-1949, Aufbau, Berlin 1969, S. 430.[↩]
- O. Wittner, Deutsche Literaturgeschichte, Kadeu und Co., Dresden 1919, S. 317.[↩]
- E. Lohner, Heinrich Mann. In: «Deutsche Literatur im 20. Janrhundert», Rothe, Heidelberg 1961, Bd. II, S. 93.[↩]
- W. Welzig, Der deutsche Roman im 20. Jahrhundert, Krdner, Stuttgart 1967, S. 248.[↩]
- «За рубежом», 1970, N 48, стр. 30-31.[↩]
- »За рубежом», 1971, N 13, стр. 30. [↩]
- »Зарубежом», 1971, N 13, стр. 30. [↩]
- «Akzente», Muchen 1969, Heft 5, S. 403.[↩]
- «Frankfurter Allgemeine», 29 Marz 1971.[↩]
- A. Banuls, Heinrich Mann. Le poete et la politique, C. Keincksieobj Paris 1966.[↩]
- R. N. Linn, Heinrich Mann, Twayne Publ., N. Y. 1967.[↩]
- U. Weisstein, Heinrich Mann, Niemeyer, Tubingen 1962.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.