Газета «Нижегородец» о раннем Маяковском
Маяковский вступал в литературу широко и бурно. Дебютировав в декабре 1912 года в альманахе «Пощечина общественному вкусу», поэт очень скоро заставил заговорить о себе и читателей и прессу. Интересно в этой связи обратиться к газете «Нижегородец», на страницах которой имя Маяковского в течение 1913 года появляется несколько раз.
В. Маяковский упоминается в обзоре И. Игнатьева «Литературные тени» (8 (21) февраля), в котором рецензировался альманах «Пощечина общественному вкусу». Здесь нет развернутой оценки стихов, главное внимание автор направляет на сам сборник, это «сплошное презрение условностей вчерашнего».
В конце мая 1913 года Маяковский издает литографическим способом небольшую книжку «Я», включавшую в себя всего четыре стихотворения. 14 (27) августа в «Нижегородце» появляется рецензия на эту книжку, написанная Вадимом Шершеневичем. Ее стоит привести полностью, поскольку это один из первых отзывов о поэте:
«Первая книга кубо-футуристов, о которой стоит писать. Среди стихов Хлебникова – воскресшего троглодита, Крученых – истеричного дикаря, Маяковский выгодно выделяется серьезностью своих намерений. Он действительно ищет, и хотя достижений можно ждать, но ведь… заставить поверить в себя – это не малая заслуга. Пока Маяковский, как поэт, еще весь в будущем. Он пишет так, как никто не пишет, но у него еще нет своего стиля. Его стих еще весь построен на отрицании плохого чужого, но своего хорошего еще нет. Его занимают пустяки. Радуется, если может срифмовать «города-вые – городовые» (в последующих редакциях сначала «городо-вые», потом в окончательной редакции «кривые выи – городовые». – Ю. М.). Свободный стих не избавил поэта от тяжелой группировки слов («хитона край»).
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.