Фридрих Вольф – публицист. Вступительная замётка и публикация» С. Красильщика
«Товарищи все того мнения, что настоящую, в теперешнем положении нужную работу можно проводить в Москве (Информбюро I)…» – писал в январе 1942 года Иоганнес Бехер председателю Иностранной комиссии СП СССР М. Аплетину. Бехер, Вилли Бредель, Фридрих Вольф – известные немецкие писатели-антифашисты – активно сотрудничали в Советском Информбюро. Их статьи и очерки о борьбе советского народа с гитлеровскими захватчиками через Совинформбюро рассылались прогрессивным газетам и журналам, издававшимся в странах антигитлеровской коалиции на немецком языке. Они находили широкий отклик среди читателей.
Ф. Вольф – крупнейший немецкий драматург, автор многих пьес и сценариев кинофильмов. После прихода в Германии фашистов к власти вынужден был эмигрировать в Советский Союз. Собственными глазами писатель наблюдал жизнь и борьбу советского народа. Он писал, что «бремя, которое народы Советского Союза вынесли в войне с Гитлером, было несравненно более тяжким, чем у других народов. Нигде не было таких огромных территорий, превращенных в выжженную землю. Нигде земля не напоена так кровью. Нигде пламя не бушевало на таких колоссальных просторах, равных целым европейским странам, нигде не сражались с подобным ожесточением, нигде не бились не на жизнь, а на смерть за каждую лестницу, за каждый угол дома, за каждый подъезд» 1.
В другой своей статье – «Друзья и соратники» – Вольф отмечал: «…Произведения советских писателей для нас столь же мощные, всегда готовые прийти на помощь соратники, какими были солдаты Советской Армии, освободившие… нашу страну от нацистского варварства» 2.
Злободневно звучат слова Вольфа из его статьи «Мы — сила!», написанной 35 лет назад. Ее пронизывает главная мысль: «Искусство – это оружие!» Грозно звучат его слова: «Так пусть же дрожат подстрекатели войны перед нашей мощью! Пусть силы тьмы и циничного уничтожения ненавидят и боятся нас! Их ненависть нам не страшна, мы охотно приемлем ее как плату за то, чтобы наконец наконец-то, сохранить нашу смену, новое поколение молодежи от гигантского бесчеловечного уничтожения» 3.
Борцом-антифашистом предстает Фридрих Вольф из публикуемых ниже статей, которые были написаны им для Советского Информбюро.
Статьи хранятся в Центральном государственном архиве Октябрьской революции, высших органов государственной власти и органов государственного управления (фонд 8581).
«Профессор Тимирязев сильнее немецких бомб
Кто не знает профессора Тимирязева, известного специалиста по физиологии растений, издавшего зимой 1917- 1918 годов в Петербурге большой научный труд, в то время, как: на подступах к городу гремели ружейные залпы и грохотали орудия! В превосходном по режиссуре и игре актеров фильме «Депутат Балтики» ученый-борец как бы начал вторую жизнь. Этот фильм обошел весь земной шар и, между прочим, имел большой успех в Нью-Йорке и Голливуде. По результатам одного из проведенных в США опросов он занял второе место среди зарубежных фильмов, снятых в 1938 году. Это было четыре года назад.
В августе 1941 года, ночью, под грохот бомб старый боевой профессор как бы начал жить в третий раз. Вероятно, он не находит покоя в гробу, слыша грохот снарядов и зная, что его народ в опасности. На этот раз речь идет, правда, не о профессоре, не о зиме 1917 года, не о человеке из плоти и крови и не о профессоре из фильма 1938 года, а о серьезном профессоре из камня – о памятнике у Никитских ворот. Да, каменный профессор Тимирязев, десятилетиями неподвижно стоявший на постаменте, вдруг ожил. Это было в одну из первых ночей, когда немецкие бомбардировщики сбрасывали средние и тяжёлые бомбы на Москву. Одна бомба упала как раз перед каменным профессором Тимирязевым. В четыре часа утра мы осматривали повреждения. Профессор лежал внизу, голова откатилась к его ногам. Москвичи окружили своего профессора. Какая-то женщина сказала: «Лучше его упаковать и положить в бомбоубежище до конца войны». Но сама эта фраза подействовала, как разорвавшаяся бомба. «Он должен опять стоять наверху, там, где стоял!» – «Через три дня он будет в полном порядке, с головой на плечах и на постаменте!» – «Не позднее послезавтра!» – «Нет, сначала надо залатать разрушенные крыши!» – «Кроме того, профессор должен стоять здесь, на своем месте, у Никитских ворот! Это дело чести!». Во второй половине того же дня меня неудержимо тянет к профессору. Вероятно, то же происходит со многими москвичами. На площади и бульваре черно от людей. Трамваи останавливаются. Верно, профессор уже стоит на постаменте; как раз в этот момент голову поднимают с помощью большой лебедки. Все затаили дыхание. И вот голова уже наверху, как будто ничего не произошло. Упрямый каменный профессор Тимирязев задумчиво и серьезно смотрит на своих москвичей, которые не потерпели, чтобы он хоть день лежал на земле. У его ног молодые москвичи уже вскапывают развороченную бомбой землю и сажают на клумбе астры, левкои и тюльпаны. Матери сидят с детьми под послеполуденным солнцем, мороженщик продает как обычно эскимо, газетный киоск окружен возвращающимися домой людьми, которые ждут вечернюю газету. Звенят трамваи, десятки автомобилей скапливаются перед светофором. Москва живет полнокровной жизнью. И, если сегодня ночью опять будет бомбежка, на крыше каждого дома, в каждом дворе и каждом подвале будет дежурить гражданская пожарная дружина, поддерживающая связь с соседними домами. Подготовка дружин улучшается с каждым днем. Конечно, ночи первых бомбежек были не слишком приятными.
- Фридрих Вольф, Искусство – оружие, М., «Прогресс», 1967. с. 276 – 277.[↩]
- Там же, с. 322.[↩]
- Фридрих. Вольф, Искусство – оружие, с. 183.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.