Французская сатирическая поэзия эпохи Возрождения
Henri Meylan, Epitres du coq a l’ane. Contribution a l’histoirede la satire au XVIe siecle. Geneve, Droz, 1956, XXVIII, 132 p.
Наше традиционное представление о французской сатирической поэзии XVI века ограничивается обычно именами Клемана Маро – в начале века, и Матюрена Ренье – в его конце. Спору нет, эти два поэта, сколь различны бы они ни были, являются самыми значительными поэтами-сатириками XVI века, причем сатириками по преимуществу.
Однако французская сатира XVI века знала и другие имена. Сатирические элементы были сильны в творчестве многих крупных поэтов, прежде всего поэтов «Плеяды». Достаточно назвать «Мимы» Антуана де Баифа, произведения Ронсара, Дю Белле и других.
Вопрос о французской сатирической поэзии XVI века до сих пор не получил должного освещения в научной литературе. Серьезной помехой на пути изучения этого интереснейшего вопроса истории французской литературы было, в частности, и то, что большинство сатирических произведений эпохи, писавшихся обычно на злобу дня и принадлежавших перу поэтов второстепенных, а порой и вовсе являвшихся анонимными, до сих пор не издано и не описано. Любой шаг в этой области следует всячески приветствовать.
Профессору Лозаннского университета Анри Мейлану удалось разыскать в рукописных отделах библиотеки Берна и национальных библиотек Парижа и Вены ряд неопубликованных произведений, относящихся к довольно распространенному во Франции в середине XVI века поэтическому жанру «кок-а-л’ан» (coq a l’ane – дословно: петух ослу). Публикация этих рукописей, их детальный анализ и сопоставление с рядом уже известных произведений этого типа позволили А. Мейлану сделать несколько ценных наблюдений над историей этого сатирического жанра, поставить ряд общих проблем развития французской поэтической сатиры XVI века. В задачу ученого не входило, конечно, детальное и исчерпывающее исследование этого вопроса, – ведь книга А. Мейлана – это публикация, снабженная обширными комментариями и подробным предисловием. А. Мейлан хотел «лишь привлечь внимание тех, кто интересуется XVI веком, людьми того времени, их чувствами, их мыслями, к одному из мало изученных аспектов политической сатиры и религиозных споров».
А. Мейлан призывает подойти со всей серьезностью к этому пребывающему в небрежении у ученых литературному жанру. Исследователь подчеркивает его демократический характер, его народную основу. Сравнивая «кок-а-л’ан» с гуманистической сатирой в духе древних авторов, культивировавшейся придворными поэтами, прежде всего школой Ронсара, А. Мейлан отдает предпочтение «кок-а-л’ану».
Останавливается ученый на истории развития этого сатирического жанра. «Кок-а-л’ан» был введен в литературу около 1530 года Клеманом Маро, давшим достаточное число его образцов. При разработке этого жанра Маро, без сомнения, опирался на опыт городской сатирической лирики позднего средневековья, на народные традиции. Некоторые специалисты по французской литературе XVI века оспаривают приоритет Маро и указывают на Эсторга де Болье (1495? – 1552) как на создателя этого жанра сатиры. Трудно сказать, существовал ли «кок-а-л’ан» до Маро и Болье.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 1958