№1, 1961/От редакции

Франсуа Мориак о «Войне и мире»

Уже упоминавшаяся в «Вопросах литературы» (1960, N 11) статья известного французского писателя Ф. Мориака о романе, которым он «больше всего восхищался в молодости» 1, непосредственно обращена к современности. Это ответ на претенциозные утверждения модернистов, будто искусство XIX века устарело, поскольку его создатели не знали ни психоанализа Фрейда, ни теории относительности. По убеждению Мориака, психоанализ не углубляет, а мельчит повествовательное искусство он убивает поэзию. А ссылки модернистов на теорию относительности прикрывают утрату ими эпического чувства. Эпопея Толстого остается непревзойденным образцом познания человека во всей полноте его жизни.

Статья Ф. Мориака страдает, однако, односторонностью. Автор выступает за традицию Толстого – против Фрейда. Но он не видит, что эта традиция живет в современном искусстве, что Толстой оказал на роман XX века не меньшее, а большее влияние, чем Фрейд. Этим и объясняется неоправданно пессимистическая концовка его статьи.

Приводим основную часть статьи Ф. Мориака «Война и мир».

Если бы этот роман был только повествованием об обществе, ныне разрушенном, интерес к нему был бы исчерпан уже при первом чтении. Что поражает меня сегодня – это вклад, сделавший Толстым в ту область, где, как принято считать, великие открытия появились лишь после него. Нет ничего более ложного, чем мнение, принимаемое ныне на веру, будто психоанализ обогатил роман и последний благодаря Фрейду продолжает углубляться. Еще сегодня утром мой молодой коллега Ги Дюмюр повторил вслед за многими другими: «Психоанализ открыл новые двери, помог осветить вещи по-новому и тем самым расширил поле наших знаний». Это верно – лишь до некоторой степени и лишь в некотором смысле.

  1. «Figarolitteraire», Paris, 4. VI. 60.[]

Цитировать

Мориак, Ф. Франсуа Мориак о «Войне и мире» / Ф. Мориак // Вопросы литературы. - 1961 - №1. - C. 161-163
Копировать