№4, 2012/Книжный разворот

Florian Balke. Europ?ische Oper und russische Moderne. Musiktheatralisches in den Texten Innokentij Annenskijs, Michail Kuzmins und Isaak Babel’s

Florian Balke. Europbische Oper und russische Moderne. Musiktheatralisches in den Texten Innokentij Annenskijs, Michail Kuzmins und Isaak Babel’s / Hg. von Wolf Schmid. Frankfurt a.M.: Peter Lang, 2009. 652 S.

Важность вопроса о взаимоотношениях литературы и оперы в пространстве русской культуры вызвала внимание к данной монографии. В целом проблема разбегается на два рукава. С одной стороны, изучаются сами русские оперы в их литературном аспекте (либретто, его источники, влияние музыки на структурирование драмы), ищутся возможности установить параллели между музыкально-театральным и литературным процессами1. С другой, опера рассматривается как литературный интертекст, дающий филологическому исследованию дополнительную перспективу. Когда-то в эту сторону вольно смотрела только пушкинистика с ее особо узаконенной дисциплинарной универсальностью2, но и теперь, при моде на интермедийные казусы, охотнее обращаются к понятным явлениям экфрасиса и словесных картин, тогда как взаимодействие литературы и музыки с ее «иным» языком внезнаковой природы остается теоретически неуловимым и тем отпугивает.

В рассматриваемом труде ставится второго рода вопрос — о влиянии оперных произведений на тексты и поэтику трех русских литераторов. Работа высоко оценена по «гамбургскому счету» — премией Сберкассы города Гамбурга как лучшая диссертация года на факультете гуманитарных наук Гамбургского университета. Но часто жанр диссертации предполагает решение карьерно-технических проблем, и в данном случае новоиспеченный доктор, занявший, согласно аннотации, место редактора одной из центральных газет, по-видимому, навсегда закрыл для себя тему. Ситуация извиняет непрофессионализм, сказавшийся и в неодолимом объеме, и в неадекватно пристальном чтении не первостепенных текстов, и в полной ненаучности выстраивания интертекстуальных параллелей, — публикации диссертаций с некоторых пор только вводят заинтересованного читателя в заблуждение. И лишь потому, что заявленное направление работы редко и перспективно, имеет смысл продолжить разговор о проявившихся тенденциях и сделать поучительные выводы.

Интертекстуальный анализ особо чувствителен к нежеланию исследователя вступать в почтительный диалог с материалом: здесь наука превращается в откровенный абсурд.

  1. Из наиболее заметных в этом роде — исследование Бориса Гаспарова «Пять опер и симфония» (2005; рус. издание — 2009), чьи исходные посылки уже вызвали дельный полемический отклик Светланы Лащенко (НЛО. 2010. № 106).[]
  2. Есть и недавний результативный опыт: Старк В. П. Россини в творческом сознании Пушкина // Театр и литература. Сб. к 95-летию А. А. Гозенпуда. СПб.: Наука, 2003.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2012

Цитировать

Пащенко, М.В. Florian Balke. Europ?ische Oper und russische Moderne. Musiktheatralisches in den Texten Innokentij Annenskijs, Michail Kuzmins und Isaak Babel’s / М.В. Пащенко // Вопросы литературы. - 2012 - №4. - C. 498-501
Копировать