№1, 1985/Хроника

Ежегодная шекспировская конференция

9 – 13 июля прошлого года в Москве состоялась ежегодная Шекспировская конференция, которая была организована Шекспировской комиссией при Научном совете по истории мировой культуры АН СССР и ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР. В конференции приняли участие и выступили с докладами ученые-шекспироведы из многих городов страны, а также театральные деятели и переводчики.

Конференция открылась докладом председателя Шекспировской комиссии А. Аникста «Шекспир и художественные направления его времени», в котором рассматривалась проблема стиля произведений великого драматурга. А. Аникст подчеркнул тесную связь драматургии и поэзии Шекспира как с художественной культурой Высокого Возрождения, так и с течениями, возникшими в поздний период Ренессанса в связи с кризисом гуманизма, – маньеризмом и барокко. Если ранний период творчества Шекспира отмечен явным влиянием античной классики (Сенека – в хрониках и «Тите Андронике»; Плавт – в «Комедии ошибок»), а затем итальянской ученой комедии, ренессансной «романтики» и пасторали, то в годы создания великих трагедий («Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет» и др.) Шекспир отдал дань маньеризму, а в поздних романтических драмах склонялся к стилю барокко («Зимняя сказка», «Буря»). (Доклад А. Аникста напечатан в журнале «Театр» N 7 за 1984 год.) А. Гениушас (Вильнюс) в докладе «Мифологичность лейтмотивных образов в комедиях Шекспира» предпринял попытку доказать, что существует явное родство между сюжетной структурой комедий Шекспира и волшебных сказок, так как и те, и другие развиваются от смерти к свадьбе, то есть к возобновлению жизни, и этим обнаруживают свою связь с мифами и обрядами древности. В комедиях Шекспира ярче всего это развитие воплощено в лейтмотивной образности возобновляющихся природных циклов и карнавальной символике гротескного тела.

В докладе Т. Залите (Рига) «Функция слова в поэтике Шекспира» шла речь о том, что динамичность шекспировской драмы выражается в первую очередь в поэтическом слове, которое значимо всеми аспектами – этимологией, музыкой, коннотацией, то есть возможностями дальнейших превращений путем ассоциаций и сцеплений. Любовь Шекспира к игре слов, к амбивалентности, по мнению Т. Залите, конкретизирует его глубокое проникновение в противоречивую сущность человека. И. Тайц (Свердловск) в докладе «Клоуны и шуты в комедиях Шекспира 90-х годов» предприняла попытку выявить черты традиции и новаторства великого драматурга при создании этих образов. Анализируя идейно-художественные образы клоунов и шутов, И. Тайц особое внимание обратила на роль шекспировской концепции «мир – театр» Как на основу мировосприятия этих персонажей, концепции, обусловившей основную функцию шутов: соединение мира мечты и реальности. А. Парфенов в докладе «Трагическое в Гамлете» сделал основной акцент на вдумчивой интерпретации образа Гамлета как в соотнесенности с эпохой, изображенной великим драматургом, так и со временем, в которое была написана трагедия, обнаружив влияние такого художественного течения, как маньеризм, что, по мнению докладчика, и породило двойственность в восприятии мира главным героем. В докладе Р. Фридман (Рязань) «К вопросу об интерпретации «Гамлета» указывалось на близость структуры данной трагедии Шекспира структуре трагедии Софокла «Эдип-царь», в которой оттянутая к самому концу кульминация никогда не считалась нарушением правил драматургии. Особый акцент был сделан на том, какую важную роль в развитии играет разочарование в матери, а значит, в женской и материнской любви. Й. Гилилов сделал сообщение о результатах своих исследований поэтического сборника Р. Честера, где впервые появилась малоизвестная поэма Шекспира, название которой ошибочно переводилось на русский язык как «Феникс и голубка», тогда как в поэме и других произведениях сборника речь идет о Голубе и птице Феникс (аллегорические имена, под которыми, по мнению исследователя, выведены Роджер Мэннерс и дочь поэта Филипа Сидни Елизавета – платоническая супружеская чета). Основывая свою гипотезу на анализе историко-литературного контекста, на сопоставлении полиграфических реалий всех трех имеющихся в мире экземпляров сборника, И. Гилилов датировал его второй половиной 1612 года.

Несколько докладов было посвящено влиянию Шекспира на английскую и мировую литературу. Этот цикл начал В. Решетов (Киров) рассмотрением взглядов Шекспира во второй половине XVII века, когда столкнулись точки зрения двух ведущих теоретиков английского классицизма – Томаса Раймера и Джона Драйдена. Э. Куосайте-Яшинскене (Вильнюс) осветила восприятие Шекспира английскими поэтами XVIII века в тесной связи с развитием новых тенденций в английской литературе данного периода, особенно отметив усиление эмоционального, лирического начала, субъективного взгляда на мир.

Цитировать

Зернецкая, О. Ежегодная шекспировская конференция / О. Зернецкая // Вопросы литературы. - 1985 - №1. - C. 273-276
Копировать