Не пропустите новый номер Подписаться
№2, 2012/Книжный разворот

Expressionismus 1960 / Mitteilungen des Deutschen Germanistenverbandes

Expressionismus 1960 / Mitteilungen des Deutschen Germanistenverbandes. Gnttingen: V & R Unipress, 2011. 110 S.

23 октября 2010 года в Немецком литературном архиве состоялся коллоквиум, посвященный пятидесятилетию марбахской выставки «Экспрессионизм — литература и искусство» и вызвавший большой научный резонанс. По его итогам в 2011 году вышел в свет специальный сборник Союза германистов — «Экспрессионизм 1960», доказывающий, что выставка стала своего рода «вторым открытием» экспрессионизма: недаром она началась 8 мая — в символический день падения фашистского режима, пытавшегося вычеркнуть экспрессионизм из истории мировой культуры.

В сборник вошли шесть докладов, прозвучавших на коллоквиуме. Авторы делятся личными воспоминаниями об экспрессионистах К. Пинтусе и Ф. Юнге и об известных теоретиках экспрессионизма. Это придает докладам живость и яркость, однако не уменьшает их научности. Все они показывают синтез литературы и изобразительного искусства, затрагивают проблему концептуализации сведений об экспрессионизме, актуальную и по сей день.

Сборник открывает доклад М. Леппера «Литературный экспрессионизм — составление описи». Выделяя три «этапа» изучения литературной эпохи — «стадию рефлексии» (свидетельства современников), «составление описи» (создание сборников, антологий), «научное описание» (последующие обобщения), — автор сосредоточивает внимание на втором, подчеркивая, что до сих пор фаза «составления описи» в отношении эпохи экспрессионизма не оказывалась в центре внимания и является полем для новых исследований.

Будто продолжая эту тему, Я. Бехрс в своем докладе «Между субъектом и объектом литературоведения: Курт Пинтус как свидетель времени» указывает на несовпадение суждений экспрессионистов о себе и своем творчестве с более поздними выводами исследователей-германистов. Этот конфликт отразился на судьбе К. Пинтуса, составителя известнейшего сборника экспрессионистской лирики «Сумерки человечества» («Menschheitsdämmerung», 1919). Его научные работы так и не были признаны литературоведами.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2012

Цитировать

Красовицкая, Ю.В. Expressionismus 1960 / Mitteilungen des Deutschen Germanistenverbandes / Ю.В. Красовицкая // Вопросы литературы. - 2012 - №2. - C. 492-493
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке