№2, 2012/Зарубежная литература и искусство

Роман Чака Паланика «Бойцовский клуб». Между романтизмом и постмодернизмом

Появление в 1996 году романа Ч. Паланика «Бойцовский клуб» сразу же сделало автора одним из лидеров современной массовой литературы — и не только в США. Этому немало способствовал успех одноименного фильма Дэвида Финчера, снятого в 1999-м.

Хотя в романе, несомненно, присутствуют все приметы массовой культуры — обостренное внимание к насилию, молодежный нигилизм и неформальная лексика, — он, как и многие другие произведения современной литературы, далеко выходит за рамки популярного бестселлера. Его можно прочесть как роман-предупреждение о генезисе современного фашизма, корни которого во многом таятся в молодежном нигилизме и неудовлетворенности обществом потребления; он также восходит к традиции американского и европейского «молодежного романа» 50-60-х; его можно представить как психологический триллер о раздвоении личности, заставляющий вспомнить сюжетные ходы многих популярных фильмов.

Западные исследователи убедительно рассматривают его в контексте экзистенциалистской прозы Сартра и Камю1. Я же предлагаю его прочтение в контексте романтической традиции, которая причудливым образом взаимодействует с постмодернистской составляющей. Следует отметить, что творчество Паланика пока еще не привлекло должного внимания в нашей стране, что тем более странно, поскольку Паланик на сегодняшний день является автором немалого количества романов, не уступающих «Бойцовскому клубу» и неплохо переведенных на русский язык.

В определении природы этого романа как романтической моим союзником становится сам автор, который писал: «Я не нигилист, я романтик. Все мои книги в основе своей романтические истории; это истории об утрате связи с сообществом…. > все мои книги об одиноком человеке, ищущем контакта с другими людьми»2.

Ключевая тема в «Бойцовском клубе» — характерная для романтизма тема двойничества. Повествование ведется от лица молодого человека, настоящего имени которого мы так и не узнаем, живущего жизнью среднестатистического американца. Он работает в офисе автомобилестроительной корпорации и много времени проводит в командировках. Рассказчик мучается бессонницей и зачастую не в состоянии отличить сон от яви. Вместо лекарства врач предлагает ему заниматься спортом и периодически посещать группу пациентов, страдающих неизлечимыми болезнями. Так ежедневно по окончании работы для него начинается параллельная жизнь — посещение разнообразных групп поддержки дает ему ощущение собственной значимости и причастности к другим.

В одной из своих командировок герой знакомится с Тайлером Дерденом — харизматичным, уверенным в себе молодым человеком. Вернувшись в свой благоустроенный кондоминиум, рассказчик обнаруживает, что квартира полностью разрушена в результате мощного взрыва. Герой в отчаянии звонит по оставленному ему Тайлером телефону и просит разрешения временно пожить у него. Они встречаются в баре, и после изрядной порции пива Тайлер обращается к нему с неожиданной просьбой — ударить его посильнее. Между ними завязывается драка, которая, однако, только укрепляет их дружбу, так как приносит рассказчику неожиданное раскрепощение и не испытанное раннее чувство свободы. Так возникает идея создания бойцовского клуба, в котором молодые люди будут драться на кулаках без использования какого-либо оружия. Вскоре Тайлер формулирует набор заповедей для новобранцев: «Первое правило бойцовского клуба гласит: никому не рассказывать о бойцовском клубе…».

Однажды знакомая рассказчика Марла Зингер принимает опасную дозу снотворного и связывается с ним по телефону, но трубку снимает Тайлер. Он привозит ее к себе, и они становятся любовниками. Хотя рассказчик ничего не говорит о своих чувствах к Марле, он испытывает явную зависть к сексуальному превосходству своего приятеля. В то же время под предводительством Тайлера бойцовские клубы постепенно распространяются по всей стране и в конце концов превращаются в проект «Разгром», целью которого являются акты вандализма против общества потребления. Поначалу насилие не входит в планы проекта, но постепенно его участники становятся все более и более агрессивными, и во время очередной вылазки от руки полицейского погибает один из них. Все это пугает рассказчика, и он решает остановить Тайлера, но тот внезапно исчезает.

В поисках Тайлера рассказчик обнаруживает бойцовские клубы во всех крупных городах страны — более того, их члены принимают его за Тайлера. Разговор с Марлой подтверждает его догадку о том, что Тайлер — это он сам. Таким образом, все действия Тайлера совершил сам рассказчик — он же и взорвал собственные апартаменты, являющиеся символом филистерского благополучия. В ужасе от этого открытия рассказчик хочет обуздать вырвавшегося из бутылки джина, но впадает в беспамятство, а проснувшись, обнаруживает, что Тайлер задумал разрушение крупнейших финансовых корпораций. Герой пытается обратиться к полицейским, но выясняет, что и они — члены проекта «Разгром»; он пытается самостоятельно обезвредить взрывчатку, заложенную в одном из офисных зданий, но Тайлер опять становится на его пути, и тогда герой, наконец, осознает, что избавиться от Тайлера можно, только убив самого себя. Тогда он запускает пистолет себе в рот и стреляет в щеку, после чего Тайлер исчезает, а герой восстанавливает единство личности.

Финал не является развязкой в полном смысле слова и остается открытым. Рассказчик находится в клинике для душевнобольных, которая представляется ему раем с белыми ангелами и где его навещает Марла. Но на лицах санитаров он замечает шрамы и ссадины, и то и дело один из них, наклоняясь к нему, шепчет: «Нам вас очень не хватает, мистер Дерден <…> Мы с нетерпением ожидаем вашего возращения».

Так, уже беглый пересказ вызывает ассоциации с известными сюжетами романтической литературы. Это, прежде всего, конечно, «Уильям Уилсон» Э. По и «Доктор Джекил и мистер Хайд» Стивенсона. Именно в этих хрестоматийных произведениях борьба героя с самим собой актуализируется через двойников, воплощающих его внутренние импульсы; причем если у Э. По двойник воплощает совесть, которая пытается обуздать бесчинства героя, то во втором случае это зло, таящееся в человеке и в конечном счете обретающее над ним безраздельную власть. Попытки рассказчика «Бойцовского клуба» остановить Тайлера очень напоминают старания доктора Джекила избавиться от Хайда.

  1. См.: Bennett R. The Death of Sisyphus: Existentialist Literature and the Cultural Logic of Chuck Palahniuk’s «Fight Club» // Stirrings Still. International Journal of Existential Literature. 2005. Vol. 2,2; Hock Soon Andrew Hg. Mascular Existentialism in Chuck Palaniuk’s «Fight Club» // Ibidem.[]
  2. Polaniuk Ch. Stranger than Fiction: True Stories. N.-Y.: Doubleday, 2004. P. XV. []

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2012

Цитировать

Шамина, В.Б. Роман Чака Паланика «Бойцовский клуб». Между романтизмом и постмодернизмом / В.Б. Шамина // Вопросы литературы. - 2012 - №2. - C. 350-361
Копировать