№2, 2005/Книжный разворот

Этьен Жильсон. Живопись и реальность

Появление на русском языке книги, посвященной эстетическим взглядам одного из самых известных религиозных философов XX века, – знаменательное событие. Русскоязычному читателю, до этого знавшему Этьена Жильсона как неотомиста, ориентированного прежде всего на историю философии, будет весьма интересно убедиться в жизненности и актуальности его взглядов на современное искусство, несмотря на то, что сама книга вышла еще в 1957 году.

Метод, избранный Э. Жильсоном, – всестороннее и постепенное рассмотрение картины как эстетического явления: с чего она начинается, каким образом существует в физическом мире, как воздействует на зрителя, как умирает. Оперируя известными еще с античности (и весьма важными для томиста) понятиями формы, материи, Идеи и т.д., Э. Жильсон приводит нас к весьма парадоксальным выводам. В этой связи он высказывается о том, что художественные альбомы не в состоянии передать цельное впечатление: «Книга – не музей», «[картину] можно увидеть лишь там, где она находится» (с. 84); о невозможности убедительной художественной критики: «…картина хороша, когда она существует как вполне законченное произведение искусства (с. 141), «если уж очень хочется поговорить, достаточно сказать: «Этого не существует»» (с. 142). Также он считает губительной реставрацию, ибо картина либо погибает естественной смертью, либо – в результате реставрации – перестает быть собой: «Существует два одинаково надежных способа уничтожить полотно:

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2005

Цитировать

Осина, А. Этьен Жильсон. Живопись и реальность / А. Осина // Вопросы литературы. - 2005 - №2. - C. 362-363
Копировать