№2, 1963/Теория литературы

Эстетика «революционного Ренессанса»

Журнал французских марксистов «Нувелль критик» поместил статью Владимира Бретта «Жан-Ришар Блок и революционная эстетика» 1. Хотя речь в ней идет об эстетических работах писателя, публиковавшихся в журналах «Эффор» и «Эффор Либр» в 1910 – 1914 годах, она представляет интерес не только для историков литературы: автор обращается к первому этапу становления пролетарской эстетики во Франции в связи с актуальными задачами сегодняшней марксистско-ленинской критики и литературы социалистического реализма во Франции. Выступая против литературы декаданса за революционное возрождение искусства, Ж. -Р. Блок сформулировал многие идеологические и эстетические требования, которые сейчас являются неотъемлемой частью представлений о том, какой должна быть социалистическая литература.

Еще до 1914 года писатель видел в пролетариате самую прогрессивную, ведущую силу народа, ту социальную и политическую силу, на которую он мог опереться, создавая революционную эстетику, эстетику будущего.

Журнал «Эффор» был основан Ж. -Р. Блоком в 1910 году как трибуна философских и эстетических идеалов социализма. «Внутри нас зреет новое общество, – писал Ж. -Р. Блок. – Оно хочет родиться, но еще не знает, как это сделать. Что должно погибнуть в нашем обществе, чтобы уступить ему место? И, наоборот, с чем будут связаны его традиции? Где будет биться его сердце? В чем выразится его вера? Какими будут его законы и правила? Как помочь его приходу? И что предвещает его рождение? Мы считаем, что нет более благородной и волнующей цели для борца, отдавшего себя действию, для художника и вообще для человека, чем эти искания…»

Эти искания и были целью группы «революционного Ренессанса». В манифесте-листовке, выпущенной перед появлением первого номера «Эффор», писатель заявлял, что журнал будет посвящен изучению техники художественного творчества и борьбе идей, в которой оружием станет новая эстетика.

В первом номере «Эффор» было опубликовано большое эссе Ж. -Р. Блока «Народный театр. Критика одной утопии», посвященное «Народному театру» Ромена Роллана. В эссе сказалось известное увлечение автора анархо-синдикалистской идеей отрицания искусства прошлого, вскоре преодоленное Ж. -Р. Блоком.

  1. Vladimir Breft, J. -R. Bloch ei l’esthetique revolutionnaire, «La Nouvelle critique», 1962, Juin, pp. 87 – 104.[]

Цитировать

Тимофеева, О. Эстетика «революционного Ренессанса» / О. Тимофеева // Вопросы литературы. - 1963 - №2. - C. 99-101
Копировать