№7, 1989/В шутку и всерьез

Естественный отбор среди машин

 

БАТЛЕР, или «ВНУТРЕННИЙ ВРАГ»

«Если обо мне будут помнить, – писал Батлер, – то, вероятно, не столько благодаря моим сочинениям или новому взгляду на старые вещи (что я, в самом деле, предложил), сколько благодаря тому, что мой пример показывает, как человек, не обладавший исключительными способностями, не особенно усидчивый, вполне, но не чрезвычайно старательный, точный в своих пределах, не слишком охотившийся за фактами, но и не особенно удалявшийся от них, все-таки, будучи предельно верен себе, преследуя свою цель, не позволяя себе терять самообладания и не теряя времени, смог противостоять мощнейшей литературной и научной среде, когда-либо существовавшей в Англии. Надеюсь, что обо мне будет сказано, что я изобличил наглую, самовлюбленную клику и сам подал более приличный пример. Совершить все это стоит большого открытия».

Английский писатель Сэмюэль Батлер (1835 – 1902) принадлежал к той среде, которой противостоял, он входил в им изобличенную «клику». Если он отошел от религии, то знал религию: был сыном церковнослужителя. Если полемизировал с Дарвином и дарвинизмом, то надо учесть: сам Дарвин учился в школе его деда. Если высмеивал «викторианское» общество (то есть Англию второй половины XIX в.), то был «викторианцем» до мозга костей. И если поссорился с окружением, то в силу одной своей особенности, о которой говорит биограф: «Батлер был из тех редких людей, которые ожидают, что другие будут говорить, что думают, и думать, что говорят». В самом деле, он был готов, как его с детских лет учили, уверовать, но религиозное учение содержало умолчания, и он это учение в конце концов не принял. Недоговоренность содержалась и в дарвинизме, поэтому, поначалу приветствуя «Происхождение видов», Батлер затем стал спорить с новой теорией развития, ибо самые причины эволюции оставались невыясненными. Было бы опрометчиво изображать Батлера врагом науки, техники или религии – он был противником самообмана: не хотел себя одурманивать чем бы то ни было – научными теориями или верой.

«Наука, – говорил Батлер, – с каждым днем все больше становится идолом, превращаясь в некое подобие божества. Пожалуй, вскоре станут говорить, что наука создала нас по своему подобию и послала к нам сына своего единственного – Дарвина или Гексли, и кто в него верует, тот должен и т. д. И будут сжигать тех, кто осмелится сказать, что наука есть лишь выражение нашего неведения относительно размеров нашего невежества».

Вместо того чтобы стать священником (как хотел отец-каноник), Батлер стал… скотоводом. Он уехал в Новую Зеландию и разводил там овец. Там же, на южном острове, неподалеку от Крайстчерча, он устроил свою хижину, а в газетах Крайстчерча сотрудничал, в том числе писал о дарвинизме. Затем эти статьи, в переработанном виде, стали главами его наиболее известной книги, первой антиутопии «Едгин» (1872).

Н. Е. ВОНРУД

Сэмюэль БАТЛЕР

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР СРЕДИ МАШИН

Редактору «Пресс», Крайстчерч,

Новая Зеландия. 13 июня 1863 года

Сэр!

Современное поколение ничем так не гордится по праву, как теми замечательными техническими усовершенствованиями, которые стали частью нашей повседневной жизни. И действительно, тут есть чему радоваться, по разным причинам, которые вряд ли нужно перечислять, так как они достаточно очевидны. Однако нас беспокоят соображения, которые омрачают нашу радость и заставляют всерьез задуматься над тем, что ожидает человечество в будущем. Если обратиться к ранним, первобытным формам механической жизни:

Цитировать

Батлер, С. Естественный отбор среди машин / С. Батлер // Вопросы литературы. - 1989 - №7. - C. 256-260
Копировать