Еще раз о проблемах романтизма
Статья публикуется в порядке обсуждения.
Время от времени в наших теоретических дискуссиях, на страницах научной литературоведческой печати и в популярных изданиях вновь и вновь Поднимается вопрос о романтизме. Это связано, очевидно, не только с более глубоким изучением отдельных конкретных явлений определенного этапа классической литературы, но и с актуальным значением романтизма для литературы современной. В продолжение дискуссии о романтизме, проходившей на страницах журнала «Вопросы литературы» (1963, N 7; 1964, N 9) на основе материалов русской литературы, хотелось бы коснуться некоторых сторон этой проблемы и в ее западноевропейском аспекте, имеющем свою специфику.
В последнее десятилетие в советском литературоведении появился целый ряд работ, освещающих развитие западноевропейских литератур первой трети XIX века. Здесь монографические работы об отдельных писателях1, проблемные исследования; 2 здесь и вузовские учебники3, и академические истории литератур4.
Многие из этих работ, различных не только в своей жанровой специфике, но и по существу концепций, наталкивают на постановку некоторых существенных теоретических вопросов романтизма, еще слабо разработанных в нашем литературоведении.
К таким проблемам следовало бы отнести соотношение романтизма реакционного и прогрессивного, методологические принципы их оценки. Является ли романтизм реакционный и прогрессивный разновидностями одного художественного метода, различными течениями внутри него или различными методами?
В решении этих вопросов особое значение имеет тесное сочетание типологического и конкретно-исторического путей анализа. Марксистская наука о литературе четко и неопровержимо обосновала факт резкого размежевания внутри романтизма на два различных идейно-эстетических лагеря. Однако принципиально верная схема «реакционный – прогрессивный», применяемая к реальному процессу без учета конкретно-исторической и национальной специфики, при игнорировании закономерностей именно литературы как формы художественного видения и познания действительности приводит к искажению самой сущности литературного явления. Думается, вряд ли можно считать правомерной позицию тех теоретиков, которые полагают, будто глубокое различие, а часто противоположность идейных и эстетических исканий внутри романтизма исключает постановку вопроса о какой-то – и отнюдь не только внешней – общности романтизма. Наиболее безапелляционно эта идея нашла свое выражение в книге О. Лармина5.
- А. А. Елистратова, Байрон, Изд. АН СССР, М. 1956; М. Кургинян, Джордж Байрон, Гослитиздат, М. 1958; И. Неупокоева, Революционный романтизм Шелли, Гослитиздат, М. 1959; М. Трескунов, Виктор Гюго, Гослитиздат, М. 1954; Ф. П. Шиллер, Генрих Гейне, Гослитиздат, М. 1962.[↩]
- С. Вайман, Еще раз о марксистском определении реализма, «Вопросы литературы», 1962, N 12; И. Волков, Романтизм, в сб. «Творческий метод», «Искусство», М. 1960; А. Дымшиц, Фердинанд Фрейлиграт, в кн. – Фердинанд Фрейлиграт, Избранные произведения, Гослитиздат, М. – Л. 1956; А. А. Елистратова, Наследие английского романтизма и современность. Изд. АН СССР, М. 1960; И. В. Миримский, Романтизм, БСЭ, изд. 2-е, т. 36; его же, предисловие к кн.: Эрнст Теодор Амадей Гофман, Избранные произведения в 3-х томах, т. I, Гослитиздат, М. 1962; Д. Д. Обломиевский, Французский романтизм, М. 1947; Б. Г. Реизов, Французский исторический роман в эпоху романтизма, Гослитиздат, Л. 1958; Б. Сучков, История и реализм, «Знамя», 1962, N 2 – 5; С. В. Тураев, Проблема романтизма в университетском учебнике, «Иностранная литература», 1956, N 3. Во время подготовки к печати этой статьи вышла книга: В. В. Ванслов, Эстетика романтизма, «Искусство», М. 1966, – которая требует специального рассмотрения.[↩]
- А. Аникст, История английской литературы, Учпедгиз, М. 1956; М. Е. Елизарова, СП. Гиждеу, Б. И. Колесников и Н. П. Михальская, История зарубежной литературы XIX века, «Просвещение», М. 1964; В. В. Ивашева, Курс лекций по истории западноевропейской литературы XIX века, Изд. МГУ, 1951; В. В. Ивашева, История зарубежных литератур XIX века, Изд. МГУ, 1955.[↩]
- «История американской литературы», т. I, М. – Л. 1947; «История английской литературы», т. II, вып. 1, М. 1953; «История французской литературы», т. II, М. 1956; «История немецкой литературы»; т. 3, М. 1966. [↩]
- О. В. Лармин, Художественный метод и стиль, Из д. МГУ», 1964.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.