Еще о неореализме
Игорь Ильинский, замечательное артистическое искусство которого покоряет своей человеческой правдой, выступил с «Заметками об искусстве». В этих «Заметках» («О самом важном», – «Знамя», 1959, N 12), проникнутых тревогой за состояние нашей драматургии, написанных эмоционально, но и во многом субъективных по выводам, есть страница, субъективизм которой все же вызывает на реплику.
Критикуя нашу драматургию, И. Ильинский пишет; «Иногда в своих поисках некоторые молодые драматурги, увлекающиеся итальянским неореализмом, хотят обязательно изображать жизнь с черного хода». И дальше автор посвящает страницу характеристике итальянского неореализма. Каковы же главные признаки этого направления по Ильинскому? Автор касается по преимуществу неореализма в кино и немного на театре и первый его признак определяет так: хотя неореализм «в своих лучших произведениях… правдиво изображает жизнь простых людей, но полноценных идейных выводов это искусство никогда не делает. Хочет оно или не хочет, но под занавес всегда пытается примирить зрителей с классовой несправедливостью» (курсив мой. – К. З.). Второй признак: «произведения неореализма ограничиваются тем, что правдиво рисуют бытовые детали, но всю правду жизни они сказать не решаются». Третий признак: «неореализм всегда недоговаривает», так как это «все же разновидность искусства буржуазно-демократического, а потому и идейно ограниченного».
Наконец, автор подчеркивает, что «для итальянского искусства неореализм – явление весьма прогрессивное», но что «некоторые наши драматурги, деятели театра и кино, справедливо восторгаясь этими фильмами, наивно полагают, что и нашему искусству следует пойти по этому пути».
Это – положения, в которых верное перемешано с неверным. Указывая на действительные слабости неореализма, этого – не будем забывать – прогрессивного направления в зарубежном искусстве, И. Ильинский до нельзя усиливает их, превращая неореализм в некое пугало для наших молодых художников, кинодраматургов. Но ни позиция прокурора, ни позиция адвоката не нужны. Здесь нужен научный, исторический подход, который поможет не только увидеть идейные слабости неореализма, но и удержать для себя, то есть для социалистического реализма, то сильное, что есть в опыте итальянских киномастеров.
Верно ли, что неореализму не по плечу оказалось поднять главную, решающую тему нашего времени – тему перехода человеческого общества от капитализма к социализму, тему героической борьбы народа за свое освобождение? Да, верно. Но неправильно говорить, что неореализм (в кино) никогда не делает полноценных выводов, что он пытается примирить зрителя с социальной несправедливостью, что он только занимается бытовыми деталями, что он стремится показывать жизнь лишь с ее теневой стороны и т.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.