№10, 1963/Полемика

Эрудиты из «Books abroad»

Можно ли писать о Шекспире, не подозревая, что он автор «Гамлета», можно ли судить о Гёте, не слыхав, что его перу принадлежит «Фауст»? Можно ли вообще с авторитетным видом рассуждать перед читателем о творчестве того или иного художника, не имея, в сущности, об этом творчестве ни малейшего представления?

Оказывается, можно.

Джон П. Паульс (университет Цинциннати) рецензирует на страницах «Books abroad» сборник стихов В. Луговского «Солнцеворот. Синяя весна», а что он знает о Владимире Луговском?

«…Конструктивист, который в 1930 г. вступил в РАПП… Известен своей книгой «Сполохи» (1926 г.) и некоторыми детскими стихами… К сожалению, книге не предпослано хотя бы краткое предисловие, из которого можно было бы почерпнуть сведения об этом малоизвестном поэте и его стихах, которые, видимо, уже публиковались прежде». Поистине, прочитав это, нельзя не воспользоваться теми безграничными возможностями, которые любезно предоставляет нам критик для обогащения его собственной профессиональной эрудиции. Сообщим же Джону П. Паульсу, что, кроме книга «Сполохи», Владимир Луговской написал еще много-много книг (в частности, «Мускул», «Страдания моих друзей», «Большевикам пустыни и весны», «Европа», «Каспийское море», «Хозяева земли», «Песня о ветре», «Мужество и нетерпение»), что неоднократно печатались его избранные произведения, что уже на протяжении десятилетий до его смерти (1957) имя Владимира Луговского по праву входило в число имен крупнейших советских поэтов, что о нем существует целая критическая литература, что опубликованная в 1958 году книга поэм Луговского «Середина века» явилась, по всеобщему признанию, венцом его творчества и одним из самых ярких событий в советской поэзии последних лет. Кстати, лирические циклы «Солнцеворот» и «Силяя весна» уже издавались отдельными книгами, так что Джон П. Паульс вполне мог прочесть их несколько лет назад, а заодно » догадаться, что Предисловие к рецензируемому им сборнику Луговского не предпослано по тем же простым и понятным причинам, по которым не предпосылают предисловий ко многим изданиям и переизданиям произведений Шолохова, Фадеева, Федина, Твардовского… Особенно загадочна ссылка Джона П. Паульса на «некоторые детские стихи», – что-то не помнится, чтобы автор «Солнцеворота» и «Синей весны» стяжал себе известность именно ими. В порядке рабочей гипотезы напрашивается предположение: не спутал ли Джон П. Паульс поэта Владимира Луговского с сибирским поэтом Иннокентием Луговским, последний действительно написал немало детских стихов; не попадались ли на глаза нашему критику такие его сборники, как «Едем в поле» или «Мишутюин трудодень»?..

Остается только добавить: с объективностью и глубиной критического анализа Джон П. Паульс состоит, по-видимому, в столь же натянутых отношениях, что и с фактами.

Цитировать

Ильинский, Л. Эрудиты из «Books abroad» / Л. Ильинский // Вопросы литературы. - 1963 - №10. - C. 132-134
Копировать