Е. В. Казарцев. Введение в сравнительное стиховедение. Методы и основы анализа
Е. В. К а з а р ц е в. Введение в сравнительное стиховедение. Методы и основы анализа. СПб.: Филологический фак-т СПбГУ, 2015. 104 с.
Впервые серьезно поставлен вопрос о своеобразии национальных видов стихосложения в ритмике, а не только в метрике. Также впервые сказано о распространении силлабо-тоники преимущественно в ямбическом варианте (хорей почти везде ассоциировался с фольклором) не с запада на восток, а с севера на юг Европы. Неожиданной для многих окажется роль Нидерландов, которым стиховеды не уделяли должного внимания. «К XVII-XVIII вв. культурный центр Европы практически полностью переместился из южного средиземноморского ареала на север. Ведущие страны теперь уже не Греция, Италия и Испания, а Англия, Нидерланды, Германия и Швеция. Передовая система стихосложения распространяется вначале в этом наиболее прогрессивном культурном ареале» (с. 41). Победив в Северной войне, к нему присоединилась Россия, быстро преодолевшая влияние Польши, которое стало архаическим. Исходным европейским стихом со Средних веков был силлабический. В передовых Нидерландах «силлабо-тоника возникла естественным путем, в процессе эволюции, в то время как немецкий и русский ямб были заимствованы:
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2016