№2, 2005/Книжный разворот

Э. Ауэрбах. Данте – поэт земного мира

При чтении этой небольшой монографии возникает впечатление, с одной стороны, полноты, грандиозности исследования, а с другой – подчинения его одной общей идее.

Ауэрбах прокладывает путь к «Божественной комедии» мощными штрихами, начиная с обзора культурных эпох: Гомер, греческая драма, Платон, Новый Завет, средневековая мистика («Историческое введение: идея и судьба человека в поэзии»). Затем уходит вглубь – к генезису ранних стихов Данте из провансальской поэзии и поэзии «нового сладостного стиля», находя в «Vita Nova» невозможный ранее синтез – «философии и поэзии» (с 81), в конечном счете – постижение единства личности. Далее рассматривается замысел «Божественной комедии» – в контексте биографии поэта и исторической ситуации; прослеживаются жанровые («видение») и теологические истоки поэмы («томизм» – глава «Предмет комедии»). Наконец, в финальных главах («Строение «Комедии»» и «Представление») разобрана внутренняя структура поэмы. От предельно общего плана (типология культур, история идей) Ауэрбах самым естественным образом переходит к «пристальному чтению»»под микроскопом» – анализу интонационных приемов, сочетания и расположения слов. Ни один из элементов текста не рассматривается в отдельности. Так, говоря о строфике и рифмовке поэмы, Ауэрбах одновременно учитывает и символический уровень текста (терцина – Святая Троица; связь терцин – неразрывная связь вещей в мироздании).

Мысль филолога всегда устремлена к идейному центру: он никогда не забывает о главном открытии Данте – о том, что и целое поэмы, и каждая малая ее часть являют земной облик людей и весь земной мир сохраненным и «окончательно закрепленным» в мире потустороннем. Идея эта заявлена уже в первом предложении книги, затем, по ходу исследования, все более конкретизируется и углубляется: «…земные характеры <.»> в их конечной эсхатологической судьбе, не исчезают и не ослабевают; напротив, их индивидуальная исторически-земная сущность предельно заостряется, отождествляясь с эсхатологической судьбой» (с.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2005

Цитировать

Свердлов, М.И. Э. Ауэрбах. Данте – поэт земного мира / М.И. Свердлов // Вопросы литературы. - 2005 - №2. - C. 356-357
Копировать