Не пропустите новый номер Подписаться
№7, 1975/Хроники

Два письма Вс. Мейерхольда Михаилу Булгакову

 «…»Бег« доказывает, что опыт сценических исканий Мейерхольда и Вахтангова либо многое открыл Булгакову, либо – еще вероятнее – совпадал с его собственными исканиями«. Это парадоксальное сопоставление, казалось бы, несопоставимых имен Михаила Булгакова и Всеволода Мейерхольда сделано К. Рудницким в его последней работе 1. Мысль, пока почти не аргументированная, скорее мысль-вопрос, подступ к теме новой, неразведанной и очень интересной. 

Парадоксальность этой темы заключается в том, что имя Булгакова самым тесным образом связано с МХАТом. Для Художественного театра он написал «Дни Турбиных«, «Бег«, «Мольера«, инсценировал «Мертвые души«. В этом театре впервые поставлены «Последние дни« («Пушкин«). Этот театр Булгаков любил, в течение шести лет (1930 – 1936) работал в нем, был режиссером, даже играл… 

Кроме того, известны очень язвительные выпады М. Булгакова против режиссера Мейерхольда. Их нельзя обойти, хотя нужно отметить, что относятся они к первой половине 20-х годов Юмор молодого Булгакова, начинавшего дерзко и остро, был не только ошеломляющ. Он бывал жесток. В саркастической (упоминаемой и Рудницким) рецензии на «Великодушного рогоносца« Булгаков пожелал Мейерхольду («Искусство будущего!!«) умереть и воскреснуть в XXI веке. «От этого выиграют все, и прежде всего он сам. Его поймут. Публика будет довольна его колесами, он сам получит удовлетворение гения, а я буду в могиле, мне не будут сниться деревянные вертушки«. Эта рецензия была опубликована в газете «Накануне« в феврале 1923 года. Имя Булгакова тогда едва появилось в печати, а Мейерхольд был прославленный, признанный режиссер. 

Столь же весело и мрачно Булгаков сострил и в другой раз, в 1924 году, в повести «Роковые яйца«, упомянув «Театр имени покойного Всеволода Мейерхольда, погибшего, как известно, в 1927 году, при постановке пушкинского «Бориса Годунова«, когда обрушились трапеции с голыми боярами…« (Что-то такое о пушкинских боярах, которых надо уметь подсмотреть голыми, Мейерхольд имел неосторожность сказать.) Л. Варпаховский утверждает, что эту злую шутку Мейерхольд помнил и много лет спустя 2. 

И все-таки… 

Хочется обратить внимание на некоторые документы и факты, относящиеся к этой теме. 

Конечно, то обстоятельство, что Московский Художественный театр занимал в жизни Булгакова-драматурга чрезвычайно важное место, никакому сомнению не подлежит. Однако театральный горизонт Булгакова не был ограничен пределами Художественного театра. Как известно, одна из пьес Булгакова шла в Театре имени Вахтангова, другая – в Камерном театре, которым руководил А. Таиров, театральная теория и практика которого были весьма далеки от взглядов и деятельности руководителей МХАТа. Позднее комедию «Блаженство« М. Булгаков писал для Московского театра сатиры. Так что в принципе вполне можно вообразить себе конкретные взаимоотношения Булгакова с театром Мейерхольда, особенно после того, как в этом театре сыгран был эрдмановский «Мандат«. 

Булгаков мог, конечно, и не знать о том, что Вс.

  1. К. Рудницкий, Спектакли разных лет, «Искусство«, М. 1974, стр. 247. []
  2. «Встречи с Мейерхольдом. Сборник воспоминаний«, ВТО, М. 1967, стр. 460. []

Цитировать

Яновская, Л.М. Два письма Вс. Мейерхольда Михаилу Булгакову / Л.М. Яновская // Вопросы литературы. - 1975 - №7. - C. 315-320
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке