№1, 1974/Жизнь. Искусство. Критика

Два года после Постановления ЦК КПСС о критике

М. ХРАПЧЕНКО, Л. НОВИЧЕНКО, Ю. МЕЛЕНТЬЕВ, Л. ЯКИМЕНКО

Два года назад было принято Постановление ЦК КПСС «О литературно-художественной критике», в котором дан глубокий анализ состояния дел на этом участке литературного фронта, определены перспективы развития литературно-критической мысли. Решения XXIV съезда КПСС, Постановление ЦК КПСС свидетельствуют о том, что в программе нравственного и эстетического воспитания нового человека литературно-художественной критике отводится важная и ответственная роль.

За два года писательскими организациями, научно-исследовательскими институтами Академии наук СССР, издательствами, газетами и журналами немало сделано для выполнения решений Коммунистической партии, ликвидации тех недостатков, на которые указывалось в Постановлении.

Какие изменения произошли в большом и «многоотраслевом» критическом и литературоведческом хозяйстве? Что из сделанного мы можем записать в актив, а что по-прежнему вызывает тревогу и неудовлетворение? Каковы дальнейшие перспективы развития художественной критики? На эти вопросы редакция журнала «Вопросы литературы» попросила ответить академика-секретаря Отделения литературы и языка АН СССР М. Храпченко, председателя Совета по критике и литературоведению при Правлении СП СССР Л. Новиченко, первого заместителя председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли Ю. Мелентьева, руководителя кафедры теории литературы и литературной критики Академии общественных наук при ЦК КПСС Л. Якименко.

 

М. ХРАПЧЕНКО

НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ

Постановление ЦК КПСС «О литературно-художественной критике» глубоко и ясно определило задачи, стоящие перед советскими критиками, литературоведами и искусствоведами, задачи, вытекающие из исторических Решений XXIV съезда КПСС. Добиться повышения идейно-творческого уровня критики, ее действенности, а вместе с тем и нового роста, подъема советской художественной культуры можно лишь при условии не только тесного сотрудничества критиков и ученых, но и при постоянных близких связях, товарищеских отношениях между критиками, учеными, писателями, деятелями культуры. В этом плане сейчас, бесспорно, наблюдаются существенные сдвиги.

Важнейшей предпосылкой успешного развития нашей критики я литературоведения является постоянное совершенствование их методология на основе ленинских принципов анализа общественных явлений, литературы и искусства. Идеи В. И. Ленина неизменно освещают нам путь; ленинская методология – верный компас в исследовании самых сложных социальных процессов, духовной жизни, художественной культуры общества.

За истекшие два года со дня опубликования Постановления ЦК КПСС в разных направлениях сделано немало.

Рассматривая некоторые итоги работы, осуществленной критиками и литературоведами, следует, вероятно, прежде всего обратиться к той области, которая раньше не всегда находила себе должную оценку, но имеет весьма существенное значение для развития литературы: речь идет о рецензировании новых произведений. Мы помним, сколь серьезно говорилось о недостатках этой работы в Постановлении ЦК КПСС. Теперь можно сказать, что картина здесь изменилась к лучшему. И дело не только в том, что заметно увеличилось число рецензий, но прежде всего в том, что больше стало рецензий аналитических, меньше – откровенно комплиментарных и неосновательно разносных.

Отметить это мне представляется важным потому, что именно с рецензий обычно начинается разговор о принципиальности критики, ее идейной и эстетической взыскательности, разговор о борьбе с серостью и халтурой и – одновременно – об уважительном, бережном отношении к талантливым художникам.

Указание Центрального Комитета нашей партии о том, что необходимо «сочетать точность идейных оценок, глубину социального анализа с эстетической взыскательностью, бережным отношением к таланту, к плодотворным творческим поискам», оказало глубокое влияние на деятельность критиков и литературоведов. Внимание к творческой индивидуальности писателя, стремление представить все богатство нашей литературы, учитывая неповторимость художнических судеб, исканий, стилей, все более рельефно выявляются как в теоретических работах ученых-литературоведов, так и в повседневной критической практике.

В последнее время на различных языках Советского Союза опубликовано довольно большое количество книг, посвященных творчеству крупных советских писателей, книг, неодинаковых по своему научному уровню, но в целом выполняющих важную идейно-эстетическую роль и составляющих актив советской критики и литературоведения.

Не столь еще значительны пока наши завоевания в раскрытии общих закономерностей, тенденций современного литературного процесса. Но и здесь можно указать на недавно опубликованные интересные и важные работы. Это прежде всего книга «Единство, рожденное в борьбе и труде», показывающая тесные внутренние связи национальных социалистических литератур Советского Союза, связи, в которых все отчетливее и шире отражается рост новой исторической общности людей – советского народа. В числе авторов этого коллективного труда не только критики, ученые, но и видные советские писатели.

Серьезный интерес представляют коллективные монографии «Национальное и интернациональное в советской литературе», «Жанрово-стилевые искания современной советской прозы», «Проблемы художественной формы социалистического реализма».

Вряд ли можно глубоко осветить основные закономерности роста сегодняшней советской литературы, не зная того, что было вчера, не исследуя развития нашей литературы начиная от ее истоков. Известно, что сейчас заканчивается издание семитомной истории многонациональной советской литературы (пять томов уже вышли из печати). В ней впервые широко и обстоятельно проанализированы процессы формирования и роста литератур народов нашей страны, охарактеризованы крупные литературные явления в их соотношении между собою, национальное своеобразие отдельных литератур, показано утверждение принципов социалистического реализма как единого творческого метода советской литературы. Издания такого типа имеют большое значение не только для читателей, помогая им постичь сложные литературные явления современности, – они важны и для самой литературы, так как позволяют видеть ее реальные идейно-эстетические завоевания и одновременно ее недостатки, просчеты.

Освещение общих закономерностей современного литературного процесса может и должно найти свое место, как мне думается, не только в крупных научных трудах, но и на страницах периодических изданий, в первую очередь критических отделов толстых литературных журналов и журналов специальных – «Вопросов литературы» и «Литературного обозрения». Глубина научных, критических обобщений, как известно, отнюдь не зависит от числа страниц того или иного труда, статьи. Обобщения эти вовсе не являются прерогативой какой-то заранее обозначенной группы лиц.

Совместных творческих усилий литературоведов и критиков требует также разработка проблем теории современной литературы, и в первую очередь вопросов теории социалистического реализма. Дискуссии, которые велись и ведутся сейчас в разных странах, убедительно показывают, что социалистический реализм все отчетливее воспринимается в наши дни как метод, в самой природе которого заложены неограниченные возможности для глубокого образного раскрытия процессов реального мира, для подлинно творческого новаторства. Вместе с тем довольно ясно ощущается, что теория социалистического реализма – несмотря на появление ряда ценных работ – «не поспевает» сейчас за творческой практикой, она не обобщает по-настоящему новые явления в советской многонациональной литературе, в литературах социалистических стран, в должной мере не освещает творческий опыт прогрессивных писателей капиталистических стран.

Следует сказать, что теория социалистического реализма решительно нуждается в подъеме на новую, более высокую ступень. Выдвигать важные теоретические положения, опираясь на опыт одной или даже нескольких социалистических литератур, сейчас представляется недостаточным. Необходимо обобщение всего того ценного и значительного, чем обладают в наши дни многие литературы и писатели социалистического реализма. А так как любому ученому, критику в отдельности сделать это весьма затруднительно и, вероятно, даже невозможно, то и возникает необходимость многосторонних, коллективных исследований, в результате которых появится, наверное, не одна книга.

В литературоведческих научных учреждениях такого рода исследования уже ведутся. Институт мировой литературы, в частности, готовит коллективную монографию «Социалистический реализм на нынешнем этапе его развития», первый том которой будет завершен в будущем году. Работы по проблемам теории социалистического реализма осуществляются также в ряде республиканских институтов. В них участвуют и видные критики. Но это, однако, вовсе не исключает новых начинаний, новых совместных исследований критиков и ученых, исследований, которым научные организации всецело пойдут навстречу. Было бы желание и идеи, – что, бесспорно, весьма существенно для всякого творческого труда.

К кругу названных проблем, находящихся в центре внимания литературоведов, тесно примыкает разработка и некоторых других тем, имеющих крупное научное и общественное значение. В докладе «О пятидесятилетии Союза Советских Социалистических Республик» тов. Л. И. Брежнев сказал: «В разнообразии национальных форм советской социалистической культуры все заметнее становятся общие, интернационалистские черты. Национальное все больше оплодотворяется достижениями других братских народов. Это прогрессивный процесс. Он отвечает духу социализма, интересам всех народов нашей страны». Раскрыть во всей их реальной конкретности взаимодействия литератур братских народов, рост в них интернационалистских черт, показать пути формирования художественной культуры развитого социализма – такую задачу поставили перед собой сейчас литературоведы, приступив к осуществлению большого коллективного труда, в котором примут участие ученые Москвы, Ленинграда, братских республик. Очевидно, что труд этот явится, с одной стороны, продолжением того, что сделано в этой области, в том числе и критиками, а с другой – будет содействовать более глубокому пониманию процессов развития советской художественной культуры и тем самым окажет влияние и на творческую практику нашей критики.

Взаимодействие литератур стран социализма будет освещено в коллективном труде «Общее и особенное в литературах европейских социалистических стран», подготовка которого также начата совместно с нашими друзьями – зарубежными учеными.

Необходимость разработки проблемы «Общее и особенное в литературах европейских социалистических стран» (я позволю себе остановиться на этом несколько подробнее), помимо ее серьезного теоретического интереса, вызывается также и тем, что экономические, культурные связи между социалистическими странами – на основе осуществления программы экономической интеграции – непрерывно возрастают. Более широким становится и обмен творческими идеями, художественными ценностями. Это, однако, вовсе не исключает ряда сложных вопросов, с которыми здесь приходится сталкиваться, – с разной трактовкой, скажем, проблем социалистического реализма, соотношения национального и интернационального. Но различия взглядов в данном случае не уменьшают, а скорее увеличивают надобность в совместном – с учеными социалистических стран – исследовании общих начал и своеобразия литератур этих стран, того вклада, который они – каждая по-своему – вносят в единую сокровищницу социалистической культуры.

«Советская литература и мировой литературный процесс» – еще одна область, в которой сейчас интенсивно развиваются исследования. И раньше серьезное внимание уделялось изучению влияния советской литературы на другие литературы мира, вскрывались глубокие, принципиальные различия между ее творческими принципами и сущностью реакционной буржуазной литературы (важность этой тематики ни в какой мере не снята и сегодня). Сейчас на первый план выдвигается раскрытие роли и места советской литературы в мировом художественном развитии.

Такими мне представляются некоторые итоги и перспективы нашей работы по реализации Постановления ЦК КПСС «О литературно-художественной критике». Несомненно, что требуются новые, и притом значительные, творческие усилия критиков и литературоведов для того, чтобы Постановление это в полной мере было претворено в жизнь, нашло свое выражение в новых успехах советской литературы и искусства.

Л. НОВИЧЕНКО

ЗАДАЧИ «БЛИЖНИЕ» И «ДАЛЬНИЕ»

Когда размышляешь о движении литературной критики за два года, миновавшие после Постановления ЦК КПСС «О литературно-художественной критике», исполняешься прежде всего чувством глубокой благодарности партии, ее Центральному Комитету, вооружившему нас этим замечательным документом.

В Постановлении был дан обстоятельный, точный анализ изъянов и недостатков литературной критики, мешающих ей занять надлежащее место в литературном процессе, в идейном и эстетическом воспитании читателя. Дана развернутая, конструктивная программа действий, исчерпывающее определение миссии «движущейся эстетики» в нынешних условиях. И была ясно ощутимая в каждой строке Постановления уверенность партии в профессиональной и гражданской зрелости кадров нашей критики, уверенность в их желании и способности работать по-новому, как того требуют огромные задачи коммунистического строительства, формирования нового человека и борьбы с реакционной буржуазной идеологией.

Эта уверенность и доброжелательность – при строгой и взыскательной критике недостатков – особенно радовали и вдохновляли. И еще больше прибавляли чувства ответственности – ведь в Постановлении с большой силой подчеркивается общественно-воспитательная роль критики, ее обязанность принципиально проводить линию партии в литературе и искусстве, ее общекультурная значимость как важного связующего звена между социалистическим обществом и его художниками.

Имеем ли мы основания сказать, что состояние дел в критике сейчас изменилось к лучшему? Да, имеем, хотя, может быть, точнее было бы употребить настоящее время – изменяется. Трудно, разумеется, привести сразу же какие-либо наглядные, конкретные доказательства – ведь речь идет о большом, сложном, многомерном процессе. Но нельзя не заметить возросшую активность критики в освещении и анализе явлений, тенденций, проблем современной литературы, – об этом говорят, в частности, соответствующие разделы большинства литературно-художественных журналов. Все больше появляется статей и книг, в которых квалифицированно и остро, с четких партийных позиций рассматриваются узловые проблемы современной литературной жизни и идейно-эстетической борьбы, – лишь для примера укажу на книги А. Метченко «Кровное, завоеванное», Ю. Барабаша «Вопросы эстетики и поэтики», Ю. Суровцева «В лабиринте ревизионизма. Эрнст Фишер, его идеология и эстетика», А. Дубровина «Цель художника. Проблемы теории социалистического искусства», статьи Н. Шамоты «За конкретно-историческое отображение жизни в литературе» («Коммунист Украины»), В. Щербины «Идеология и культура» («Знамя»), Ф. Кузнецова о литературе и НТР («Литературное обозрение»). Выдержаннее и строже стали критерии оценок, настойчивее изживаются вкусовщина и субъективизм, усиливается нетерпимость к идейно-художественному браку, в каких бы формах он ни проявлялся.

О том, что наша критика способна оказать существенную и своевременную помощь литературе в выяснении сложных проблем, имеющих важное теоретическое и практическое значение, может свидетельствовать, например, обсуждение вопросов народности искусства, взаимосвязи национального и интернационального, прошедшее в ряде центральных и республиканских журналов. Принципиальные выступления многих критиков, направленные против идеализации патриархальной старины, забвения классового подхода к явлениям прошлого и современности, сползания иных авторов к методологии «единого потока», были, как показала жизнь, очень актуальными и нужными. Надо сказать, что неясность, зыбкость позиции, а то и прямая путаница в этих вопросах порой еще дают себя знать, что видно, к примеру, и в творческой практике отдельных украинских литераторов. Тем более четкой и последовательной должна быть линия критики, вооруженной марксистско-ленинской теорией, и в частности чрезвычайно важными положениями доклада тов. Л. И. Брежнева «О пятидесятилетии Союза Советских Социалистических Республик».

Знаменательная примета времени – активная разработка критикой и литературной наукой проблем дальнейшего сближения и углубленного творческого взаимодействия культур социалистических наций. В многонациональной советской литературе, в ее мощном единстве воплощается благородная сущность всей нашей культуры – социалистической по содержанию, многообразной по национальным формам и интернационалистской по своему духу и характеру. Сформулированные тов. Л. И. Брежневым положения о советском народе как новой исторической общности людей, об общенациональной гордости советского человека бросили яркий свет на важнейшие проблемы литературного развития. Сколь плодотворно их воздействие на теоретическую мысль, показали, к примеру, интересные материалы всесоюзной конференции «Новая историческая общность людей – советский народ и литература социалистического реализма» (опубликованы в сборнике «Единство, рожденное в борьбе и труде», М. 1972), лучшие статьи другого сборника на ту же тему – «Единство», изданного в 1972 году «Художественной литературой», книга Г. Ломидзе «Ленинизм и судьбы национальных литератур», а главное – новый уровень, явственно обозначающийся в трудах всего коллектива критиков.

Цитировать

Мелентьев, Ю. Два года после Постановления ЦК КПСС о критике / Ю. Мелентьев, Л. Якименко, М. Храпченко, Л. Новиченко // Вопросы литературы. - 1974 - №1. - C. 114-132
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке