№12, 1973/Советское наследие

Дорога в завтра

В последнее время в работах западных, да и не только западных, историков модным стал термин – «степная цивилизация». Но недаром существует парадокс: «новое – хорошо забытое старое». Если мы посмотрим труды, опубликованные в XIX веке, то обнаружим, что историки давно уже прибегали к определению, которое сейчас кажется ультрасовременным. Все дело, однако, заключается в том, что сам по себе термин «степная цивилизация» условен и уязвим. Что под «степной цивилизацией» разумелся обширный исторический, географический и культурный регион Азиатского материка, – это очевидно. Закономерно и то, что регион этот давно уже привлекает к себе внимание западных и восточных исследователей – не только потому, что связан был с довольно ранним заселением, но еще и потому, что здесь возникли и образовались многие государства с своеобразным социальным строем, хозяйственной и культурной жизнью.

Однако вызывает возражение попытка изолировать этот регион от исторического развития других народов планеты. В последнее время монгольские ученые много занимаются изучением культурного прошлого своей страны, и их исследования убедительно показывают, что цивилизации, возникшей в наших местах.

были присущи те же закономерности, что и иным цивилизациям мира.

Бывают годы, равные векам. Случаются в исторической жизни народа такие переломы и сдвиги, которые надолго определяют ход действительности, преобразуют ее революционным образом. Таким переломом в жизни монголов была Народная революция 1921 года, рождение первого в Азии суверенного социалистического государства – Монгольской Народной Республики.

Монгольский опыт убедительно и ярко свидетельствует о том, что страна, в которой господствуют докапиталистические отношения, может, под руководством марксистской партии, при братской помощи социалистических держав, перейти к социализму, минуя мучительную стадию капиталистической общественной формации.

Культурное строительство в Монголии началось с первых же лет революции. Было трудно: отсутствовала даже самая элементарная материальная база, например помещения для начальных школ и больниц, не хватало средств, сколько-нибудь квалифицированных специалистов. Ничего удивительного в этом не было: вековую экономическую и культурную отсталость невозможно преодолеть легко и просто. Удивления и восхищения достойно другое: как много было сделано в очень краткие сроки. В городах Урге, Улясутае, Кобдо, Алтан-Булаке открылись первые начальные школы. В ту пору их (как и больницы) приходилось размещать в юртах. Детей обучали родному языку, арифметике, географии и другим предметам.

Цитировать

Ширендыб, Б. Дорога в завтра / Б. Ширендыб // Вопросы литературы. - 1973 - №12. - C. 47-50
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке