№10, 1965/Литературная жизнь

Десять ответов на один вопрос: «Каким должен быть журнал «Детская литература»?»

В январе будущего года выйдет первый номер нового журнала «Детская литература». Журнал задуман как литературно-критический, теоретический ежемесячник Госкомитета Совета Министров РСФСР по печати и Союза писателей РСФСР. Редакция журнала «Вопросы литературы» приветствует организацию нового ежемесячника и желает ему больших успехов.

Наш корреспондент обратился к ряду писателей с просьбой ответить на вопрос, каким бы они хотели видеть журнал «Детская литература». Ответы их печатаются ниже.

 

АНАТОЛИЙ АЛЕКСИН

На мой взгляд, журнал должен стать любимым чтением в каждой семье. Ведь в каждой семье есть дочери, сыновья или внуки. Таким журнал сможет стать лишь в том случае, если он будет касаться не только детской литературы, но и острых проблем воспитания подрастающего поколения. И если будет печатать отрывки из лучших произведений советских детских писателей. В частности, на его страницах непременно должны появляться лучшие юмористические произведения для детей. Обычно мы говорим, что полезно соседство лирики и юмора, Мне думается, что столь же полезным будет содружество критики и юмора.

У нас в послевоенные годы появилось много по-настоящему талантливых детских писателей. Назову лишь некоторые имена: Радий Погодин, Юрий Томин. Макс Бременер, Анатолий Мошковский, Валерий Медведев. Их книги знают миллионы детей и у нас и за рубежом. Но подчас, когда называешь их имена в кругу литераторов или взрослых читателей, видишь недоуменные лица. Взрослым эти имена подчас неизвестны. Вина тут и самих взрослых, не всегда интересующихся тем, что читают их дети, но, очевидно, основную долю вины должна принять на себя наша критика, которая слишком редко обращает внимание на детские книги.

Журнал «Детская литература» и должен содействовать тому, чтобы имена детских писателей и их произведения были известны не только детям, но и самому широкому кругу «взрослых» читателей.

Хочется пожелать, чтобы журнал не мешал появлению статей о детской литературе на страницах других изданий. Чтобы критикам детской литературы не говорили: «Для вас создали «Детскую литературу», там и печатайтесь!»

Рождение журнала должно не охладить, а, наоборот, усилить внимание центральной прессы к проблемам литературы, адресованной детям и юношеству. Хотелось бы, чтобы серьезный и глубокий разговор о проблемах детской литературы и ее судьбах не подменялся броской сенсационностью и хлесткостью, как это еще иногда, к сожалению, бывает.

 

АГНИЯ БАРТО

Я очень рада, что «Вопросы литературы» на правах старшего брата проявили интерес к новому журналу «Детская литература». Хотелось бы только, чтобы этот интерес был постоянным и «Вопросы литературы» делились с младшим братом своим опытом, помогали ему реальными советами.

Пусть журнал «Детская литература» будет умным и интересным. Интересным не только для писателей, педагогов, вожатых и даже не только для родителей, а вообще для всех читателей.

Мне кажется, одна из главных его задач – видеть все талантливое, поддерживать его. Журнал может стать своеобразным светофором: одним книгам давать зеленый свет, другим – желтый, привлекая к ним настороженное внимание, а третьим – плохим – закрывать дорогу, говорить: «Стоп!»

Конечно, нужно, чтобы ежемесячник не только рецензировал, но и ставил главные проблемы литературы для детей. Важно, чтобы он был мудрым, спокойным, обходился без сенсаций (вроде недавнего сенсационного открытия одного молодого критика о… критерии цирка в оценке поэзии для маленьких).

Думаю, что первое время будет трудно, ведь много лет силы критиков детской литературы не собирались, а распылялись. Журналу предстоит собрать вокруг себя талантливых, опытных людей, таких, как Вера Смирнова с ее тонким пониманием самого драгоценного в детской книге, как Борис Галанов, работающий сейчас в «Литературной газете», как Евгения Таратута, а также всех молодых критиков, этих сверхэнтузиастов, которые росли в последние годы, несмотря на полное невнимание к их работе.

По примеру «Вопросов литературы» в «Детской литературе» может быть раздел «Как мы пишем», где мастера будут делиться своим опытом с молодыми писателями. Нужен постоянный разговор с родителями: интересная почта, ответы писателей на письма. Желателен юмористический раздел – «Взрослым о детях». Мне кажется, что должны печататься и художественные произведения детских писателей: все самое лучшее, самое интересное и самое спорное.

Разумеется, журнал должен иметь свое лицо и в смысле оформления. Пусть он не будет похожим на другие издания.

Очень хочется, чтобы новый журнал стал любимым семейным журналом. Чтоб его читали даже те, у кого нет детей. Если в редакцию будут приходить такие письма; «У меня нет детей, но я с большим интересом читаю «Детскую литературу», – значит, все правильно. Значит, журнал не обманул наших ожиданий. Ведь все мы столько лет ждали его, что у него просто нет права «не получиться». Обязан «получиться»!

 

СЕРГЕЯ БАРУЗДИН

Мне кажется, что очень ошибаются те, которые считают, будто новый журнал «Детская литература» в какой-то мере будет повторять «Детскую литературу», издававшуюся до войны. На мой взгляд, нынешний журнал должен быть с очень широким читательским адресом, ибо понятие «детская литература»- это не просто книжки для детей, а целый комплекс проблем воспитания и детей, и тех, кто занимается воспитанием. А воспитанием мальчишек и девчонок у нас занимаются педагоги, детские писатели, библиотекари, родители. И даже прохожие на улице.

В Праге издается очень интересный журнал, который называется «Златый май». Казалось бы, он формально посвящен проблемам детской литературы. Но это не просто академическое издание, анализирующее продукцию детских писателей, а журнал, обращенный к широкому читателю – родителям, педагогам, ко всем, кто любит детей. «Златый май» пользуется огромной популярностью. Например, в нем печатается веселая детективная сказка. В сказке десять глав, и пишут ее десять писателей из десяти стран. Каждый – свою главу. Этот замысел, безусловно, еще больше подымет популярность журнала, а заодно теснее сдружит детских писателей разных стран.

Вообще «Златый май» делает немало. В прошлом году, к примеру, по его инициативе в Чехословакии состоялся фактически всемирный съезд детских писателей. Вся детская литература в стране по существу сплотилась вокруг этого журнала. Он дает очень широкую информацию о детских книгах всех стран мира, печатает литературные портреты иностранных детских писателей. В будущем году его читатели познакомятся еще с десятью детскими писателями разных стран. Часто выступают на страницах «Златого мая» главные редакторы других детских журналов. Недавно с рассказом о своем журнале выступил главный редактор «Мурзилки». «Златый май» постоянно знакомит с молодыми талантливыми писателями, имена которых еще неизвестны широкому читателю.

Оформляется он с большой выдумкой. Тут и любопытные рисунки детей, и картинки из новых книг, и отдельные цветные вклейки, которыми многие читатели журнала, как эстампами, украшают стены своих комнат.

И я уверен, что если наша «Детская литература» будет хоть немного похожа на «Златый май», она, несомненно, завоюет успех и любовь.

Очень хочется, чтобы новый журнал был веселым и ярким. Потому что и взрослый читатель – в душе – ребенок и любит получать радость.

 

ЛЕВ КАССИЛЬ

Конечно, хорошим!

Я хотел бы, чтоб этот журнал стал одинаково желанным как для писателей, посвятивших свою работу подрастающим читателям, так и для всех, кто имеет дело с детской книгой и кто работает с ребятами в самых разных областях жизни – от яслей до тех научных учреждений, где готовятся будущие воспитатели. Чтоб он стал другом каждого дома, где серьезно думают о том, как вырастить из ребят хороших, стоящих, надежных людей.

Я представляю себе, что здесь, помимо серьезных критических Статей и рецензий, посвященных детским книгам, будут отклики на произведения искусства, с которым следовало бы познакомить нашу детвору или молодежь.

Мне думается, что большое место должна занять дружеская переписка между писателями, авторами книг, адресованных детям, художниками, издателями, с одной стороны, и педагогами, воспитателями, родителями – с другой. Пусть иной раз возникнут споры, они только помогут найти ответы на многие сложные вопросы воспитания, помогут определить место той или иной книги в жизни подрастающего поколения.

Я слышал мнение некоторых моих товарищей, считающих целесообразным включать в каждый номер не только рецензии, критические обзоры, выступления писателей и читателей, но и лучшие произведения, появляющиеся в детской литературе. Мне думается, если учесть допустимый листаж журнала, основной контингент читателей и его направление, этого не стоило бы делать. Я считаю, что журнал должен вести большой разговор вокруг детской книги, но не подменять собой эту самую книгу и детские журналы.

Совершенно необходимо, чтобы ежемесячник помог восполнить те пробелы, которые еще имеются сегодня б наших представлениях о детской литературе других стран. Именно на страницах «Детской литературы» можно познакомить читателей (в данном, случае я имею в виду и писателей) со всем, с чем нам сейчас приходится знакомиться лишь случайно. Наверняка кое-чему будет не грех и поучиться у наших зарубежных коллег.

Литературная теория и сегодня еще в большом долгу перед многими чрезвычайно интересными явлениями, имевшими место в процессе развития нашей отечественной и зарубежной литературы для детей. Будет очень хорошо, если журнал уделит на своих страницах соответствующее место для рассмотрения ряда немаловажных моментов в истории нашей и мировой детской литературы.

Не скрою, я уже слышал от некоторых моих товарищей, детских писателей, высказанное ими опасение, что на страницах открываемого журнала затлеет тот недоброй памяти уголек часто не очень принципиальных ссор, который основательно чадил когда-то с некоторых полос довоенного журнала «Детская литература»… Не будем сегодня злопамятными, учтем, что за эти годы многое изменилось к лучшему, искусство стало гораздо ближе к педагогике, а педагогика к искусству, хотя этот процесс взаимосближения, конечно, далеко еще отстает от желаемого. Главное-голос нашей детской литературы окреп, к нему все с большим уважением прислушивается советская общественность, и надо лишь пожелать, чтобы этот голос звучал в полную силу со страниц «Детской литературы».

 

СЕРГЕЙ МИХАЛКОВ

Во-первых, надо, чтобы журнал приятно было взять в руки. Он должен представлять свои страницы лучшим графикам – иллюстраторам детских книг. Его оформление должно решаться на уровне современного книжного искусства.

Во-вторых, надо, чтобы, ориентируясь не только на внутреннего читателя, журнал давал возможность зарубежному читателю, интересующемуся советской детской литературой, иметь представление о ее жизни.

В-третьих, надо, чтобы журнал нацеливал педагогов и родителей в детском чтении и ставил самые острые актуальные проблемы, двигающие детскую литературу вперед (проблемы положительного героя, правомерности показа отрицательного в литературе для детей, сатиры и др.).

Журнал должен, по-моему, знакомить читателя и с новинками зарубежной детской литературы. К примеру, у нас мало кто знает о книгах Анни Шмидт, одного из ведущих современных писателей Голландии, лауреате государственной премии за книги для детей. Здесь могут печататься отрывки из лучших детских книг, предполагаемых к изданию, чтобы читатель заранее знал о выходе книги. Время от времени должны печататься и сведения о только что вышедших книгах. Эти списки должны составляться выборочно и знакомить читателей с наиболее интересными книгами советских и зарубежных авторов. Обязательно нужно уделить внимание театру, кино и телевидению для детей.

А теперь несколько слов о том, чего не должно быть в журнале. Прежде всего не печатать скучных и многословных статей, повторяющих прописные истины, не замыкаться в кругу узких, чисто педагогических вопросов.

Отличительными чертами «Детской литературы» должны быть боевитость, лаконичность, широта взглядов на детскую литературу и, конечно, сплоченный авторский коллектив, кровно заинтересованный в успехе этого замечательного начинания.

 

АНДРЕЙ НЕКРАСОВ

Хорошим! Это ясно.

Хотелось бы, чтобы в этом журнале постоянно происходил свободный обмен мнениями и чтобы любая точка зрения по поводу той или иной книги находила себе место на его страницах.

Основная задача – помощь в создании полноценной детской литературы. Как это ни грустно, но до сегодняшнего дня детская литература не имела площади в большой прессе. И если не какое-нибудь ЧП, все ограничивалось случайными, крошечными рецензиями. Давно назрело время, чтобы появился специальный орган, посвященный целиком литературе для детей, чтобы авторам: теоретических статей, рецензий была предоставлена широкая трибуна – без навязывания предвзятых оценок той или иной книге. У нас есть такая возможность – говорить, не оглядываясь на грибоедовскую Марью Алексевну.

Прежде всего должен быть постоянный библиографический отдел по детской литературе. Сейчас детских книг издается очень много, и даже сами детские писатели порою не успевают следить за всем выходящим. Всякое принципиально новое явление в литературе должно быть подвергнуто обсуждению, не говоря уже о том, что журнал просто обязан обращаться к теории и методике детской литературы, вопросам стиля, языка, построения сюжета.

Придется многое прояснить в тех областях теории, где особенно напутано, например во взглядах на фантастику или литературу для самых маленьких.

Не мешает заглянуть и в историю советской детской литературы, чтобы выбрать все наиболее теоретически ценное и сделать его всеобщим достоянием.

Очень хочется видеть журнал «толстым». И нужным не только писателям, художникам, библиотекарям, но и всем родителям. Не будет большого греха, «ели будут печататься отрывки из книг или короткие произведения.

Совершенно обязательно, чтобы журнал был хорошо оформлен, в частности, чтобы можно было увидеть, как оформлены те книжки, о которых рассказывается читателям. И чтоб репродукции были не такими серыми, как в довоенном журнале «Детская литература».

Хотелось бы, чтоб работники нового журнала встречали авторов так же, как их встречают в «Пионере», то есть, чтоб в редакцию можно было прийти не только с заказанной статьей, но и с задумкой. Чтобы нашлась в редакции такая комната, где детские писатели могли собраться и поговорить. Без председателя и без регламента. Тут бы, вероятно, и вырабатывалась та объективная точка зрения, которая, как известно, рождается в спорах. Мы часто проводим пленумы, совещания, семинары по детской литературе, но самое интересное бывает сплошь и рядом не в зале, а в кулуарах. Может быть, одним из таких кулуаров и станет упомянутая комната…

Пусть журнал будет очень смелым, не боится обидеть (независимо от ранга и положения!) того, кого следует обидеть за плохую работу. И чтоб люди, которых он задел, не имели права обижаться.

Конечно, редакция должна быть предельно чуткой, чтобы безошибочно, отличать прямую халтуру от ошибок, от которых не застрахован ни один писатель. Но с халтурой, которая все еще появляется на свет за счет чьего-то корыстолюбия и недомыслия, журнал обязан беспощадно бороться – в том числе и оружием сатиры:

Цитировать

Некрасов, А. Десять ответов на один вопрос: «Каким должен быть журнал «Детская литература»?» / А. Некрасов, В. Смирнова, Л. Кассиль, А. Барто, С. Алексеев, С. Михалков, С. Баруздин, А. Алексин, В. Шкловский, К. Чуковский // Вопросы литературы. - 1965 - №10. - C. 243-248
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке