№2, 1987/Идеология. Эстетика. Культура

Демократизация культуры (XXVII съезд КПСС о культурной политике партии)

Прошел год со дня завершения работы XXVII съезда КПСС, который стал этапным событием в истории нашей партии и Советского государства. На съезде смело обнажены недостатки, откровенно сказано о трудностях и упущениях, дан мощный импульс движению вперед, положено начало коренному повороту к энергичным практическим действиям, решительному укреплению дисциплины, организованности, деловитости.

В материалах XXVII съезда значительное место отводится и вопросам дальнейшего развития многонациональной советской культуры, поскольку нравственное здоровье общества, его морально – психологический климат в немалой степени определяются состоянием литературы и искусства.

За истекший год принят ряд постановлений ЦК и Совета Министров, направленных на повышение роли социалистической культуры, литературы и искусства в ускорении социально-экономического развития страны.

«Самое интересное и увлекательное в современном научном познании, – говорил М. С. Горбачев на Всесоюзном совещании заведующих кафедрами общественных наук, – человек и общество, законы их развития, противоречия, борьба классов, строительство нового мира, устремленность человечества к идеалу, духовные поиски и разочарования, обретение истины и героизм трудового созидания» 1.

Обращаясь к этим же жизненно важным сегодняшним проблемам, искусство своими специфическими средствами формирует духовные устои личности советского человека, его гражданскую позицию, определяет его поступки, воспитывает способность мыслить самостоятельно.

Состоялись очередные съезды творческих союзов, которые отличались остротой дискуссий и принципиальностью оценок современного состояния литературы и искусства.

Заметно оживилась культурная жизнь страны. Но это только начало. Для решения многочисленных задач, стоящих перед отечественной культурой, необходимо вновь и вновь обращаться к методологическим принципам, сформулированным на XXVII съезде КПСС.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ УРОКИ

Принципиальные в теоретическом и методологическом отношении положения материалов XXVII съезда КПСС заслуживают сегодня особого внимания, когда заходит речь о вопросах развития социалистической художественной культуры.

В этих документах, можно сказать, впервые она рассматривается столь полно и всесторонне, с учетом всех компонентов целостной системы, которая включает в себя, во-первых, процесссозданияхудожественных ценностей, во-вторых, процесспередачи, «доставки», трансляции и, в-третьих,восприятияэтих ценностей.

То есть рассматриваетсявся совокупностьхудожественной культуры:

– самотворчество,его идейная направленность и эстетический уровень, обеспечивающие повышение роли литературы и искусства в духовной жизни общества;

– вся сфера культуры,призванная удовлетворять возрастающие духовные запросы различных категорий населения, открыть самый широкий доступ к ценностям отечественной и мировой культуры;

– деятельностьтворческих союзов, учреждений культуры, их партийных организаций;роль литературно-художественной критики в духовной жизни общества, в развитии литературы и искусства, эстетическом воспитании народа;

– наконец,духовные, художественные запросы народа,формирование здоровых потребностей и высоких эстетических вкусов.

Поэтому чрезвычайно значимо, что в Политическом докладе говорится не только о проблемах литературы и искусства, но и о главных задачах всейкультурной политики партии.

Между прочим, вся система преподавания эстетики, искусства, литературы в учебных планах гуманитарных, в том числе и творческих, вузов сводится исключительно к изучению художественных течений, направлений, школ, строится вокруг конкретных имен писателей, художников, композиторов, вокруг произведений искусства, их содержания, художественных особенностей и так далее и практически не затрагивает проблем бытования, функционирования искусства в современном обществе, воздействия на его духовный климат. Тем более не касается организационных, хозяйственных, экономических вопросов работы учреждений культуры, творческих коллективов и союзов, связи искусства с жизнью общества, практикой социалистического строительства.

Что же говорить о средней школе, где интенсивно внедряются новые, существенно урезанные программы преподавания литературы, вызвавшие единодушное недовольство общественности. Но ведь и в самой совершенной программе будут только произведения и писатели. А целостность художественной культуры? А неразрывная и взаимообусловленная связь литературы с живописью, театром, кино, телевидением? А распространение, функционирование искусства? Такие вопросы даже и не ставятся. Программа КПСС же говорит о единых задачах «в областикультурного строительства».

Принципиальное теоретическое и методологическое значение имеет и то, что искусство рассматривается в материалах XXVII съезда КПСС каквсе более возрастающийпо своему значению, своей идеологической и социальной эффективности компонент всей духовной культуры общества.

По мере роста уровня образования народа (а уровень этот высок и будет еще выше) усиливается влияние искусства на жизнь людей. А значит, и увеличивается ответственность писателей, артистов, музыкантов за идейную направленность творчества, за художественную силу воздействия их творений, за то, чтобы книги и фильмы, спектакли и полотна, музыка и «застывшая музыка» (архитектура) способствовали нравственному здоровью общества, создавали благоприятную эстетическую среду, благоприятную духовную атмосферу, в которой живут люди.

Съезд призвал мастеров литературы и искусства создавать произведения, которые были бы достойны своего времени и своего народа, правдиво и художественно отображали бы жизнь в ее многогранности и развитии, преодолении реальных трудностей и противоречий. Советское многонациональное искусство, отмечалось на съезде, отражая рождение нового мира, вместе с тем всегда активно участвовало в его становлении, формируя человека этого мира – патриота и подлинного интернационалиста.

Только искусство идейное, высокохудожественное, народное выявляет и нравственно укрепляет людей честных, сильных духом, способных взять на себя ношу своего времени.

«Главную задачу своейкультурной политикипартия видит в том, чтобы открыть самый широкий простор для выявления способностей людей, сделать их жизнь духовно богатой, многогранной. Добиваясь радикальных перемен к лучшему и в этой области, важно построить всю культурно-воспитательную работу так, чтобы она все полнее удовлетворяла духовные запросы людей, шла навстречу их интересам» 2.

УСКОРЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Существует самая непосредственная взаимосвязь всех ленинских эстетических идей – от статьи «Партайная организация и партийная литература» до ленинских работ послеоктябрьского периода и далее – культурной политики КПСС в наши дни.

Один из основополагающих ленинских принципов состоит в том, что проблемы литературы и искусства, художественный процесс в целом невозможно рассматривать вне конкретных исторических условий, вне конкретных задач, стоящих перед обществом.

Каковы же эти задачи?

Через существенное ускорение социально-экономического развития – к всестороннему совершенствованию построенного социализма, достижению нового качественного состояния общества.Так XXVII съезд определяет стратегическую линию партии на длительную перспективу.

«Поступательное движение нашего народа к этой заветной цели, – сказано в Программе, – будет умножать притягательную силу идей преобразования общества на началах гуманизма и социальной справедливости. Они завоевывают умы и сердца людей примером более совершенной организации общества, неуклонного роста производительных сил, обеспечения условий для творческого труда, счастья и благополучия человека, решительным отрицанием агрессивных войн, утверждением принципов мира и широкого сотрудничества между народами на основе равноправия и всеобщей безопасности» 3.

За счет чего предполагается осуществить столь стремительный качественный скачок?

За счет интенсификации экономики, ускорения научно-технического прогресса, перестройки управления и планирования, за счет организованности и дисциплины. Но для этого необходимо усовершенствовать, а иногда и в корне изменить стиль работы, формы взаимоотношений, образ жизни, наконец, что в свою очередь понуждает к решительной переориентации всего общественного сознания на быстрое усвоение новых идей, на избавление от устаревших, отсталых взглядов, представлений, отживших ценностных ориентации.

Сам характер переживаемого периода, новизна и масштабность встающих задач – все это требует глубокого осмысления сложившейся ситуации, требует поиска принципиально новых решений, в том числе, безусловно, и от мастеров литературы и искусства.

Вот под этим углом зрения и надлежит, по-моему, рассматривать узловые вопросы художественного творчества. Такой взгляд позволяет глубже разобраться в важнейших проблемах современной культуры:

– художественный конфликт и противоречия общественного развития;

– критическое и утверждающее начало в искусстве;

– общественно активный герой, герой объективно положительный и персонаж, пусть субъективно и близкий автору, но оказывающийся по сути отрицательным;

– ориентация на завтрашний день и воспитание историей;

– серьезное и развлекательное в искусстве и т. д.

А ведь ответить на эти вопросы нам необходимо как можно точнее и полнее и решать эти проблемы нужно как можно быстрее, быстрее еще и потому, что они приобретают особую важность в условиях обострившейся идеологической борьбы, когда наши противники перешли от концепции «абсолютной свободы» творчества и теории «деидеологизации» к теоретической установке на «реидеологизацию». Еще в 70-е годы западногерманский литературовед Ганс Кристоф Бух во вступительной статье к антологии «Партийность литературы или партийная литература? Материалы к недогматической марксистской эстетике» стремился опровергнуть ленинский тезис о зависимости буржуазного художника от власти «денежного мешка», а Г. Маркузе в книге «Эстетическое измерение. К критике марксистской эстетики» пытался дискредитировать ленинское учение о партийности и классовости искусства. Теперь же сами апологеты буржуазии заявляют, что все формы воздействия на общественное сознание, в том числе, разумеется, и искусство, должны быть подчинены задачам пропаганды буржуазной идеологии, буржуазного образа жизни.

В организационном же, так сказать, отношении верхние эшелоны власти США и других ведущих капиталистических держав перешли от мнимой отстраненности, невмешательства в культуру к открытому использованию – на самых разных уровнях – литературы и искусства для пропаганды интересов военно-промышленного комплекса.

Достаточно в качестве примера указать на тот режим наибольшего благоприятствия, который американская администрация и лично президент Р. Рейган создают фильмам типа «Рэмбо. Первая кровь», «Рокки-IV», имеющим откровенно антисоветскую направленность, нагнетающим атмосферу ненависти к СССР, раздувающим настроения ура-патриотизма и шовинистический психоз.

Является непреложностью идеологическое противостояние двух цивилизаций – социалистической и капиталистической – на всех уровнях, во всех сферах жизни современного человечества. Искусство и литература, конечно же, не могут стоять в стороне.

Каковы же основные направления культурной стратегии партии в новых, изменившихся условиях?

Первое направление – обеспечение оптимального соотношения между ростом материального благосостояния народа и развитием его духовной культуры.

В нашем обществе созданы значительные возможности для удовлетворения растущих материальных потребностей трудящихся. Вместе с тем не секрет, что стремление к удовлетворению этих потребностей перерастает порой в «вещизм», проявляются симптомы мещанской, потребительской психологии. У известной части населения низок уровень культурных запросов.

Партия стремится вести свою культурную политику таким образом, чтобы обеспечить опережающее развитие духовных потребностей, гармоническое взаимодействие материальных и культурных интересов; стремится создать условия, при которых каждый мог бы полнее и глубже освоить богатства отечественной и мировой культуры, мог бы активно приобщиться к художественному творчеству.

И тут надо подумать о нерешенных проблемах. А их немало, и они достаточно сложны.

Далека еще от совершенства материально-техническая база культуры. В 270 городах страны нет кинотеатров, 63 филармонии не имеют собственных концертных залов, слабо техническое оснащение клубных учреждений, 500 районных центров вообще не имеют своих клубов.

В некоторые московские, ленинградские, куйбышевские театры драмы трудно достать билеты, а в Орле, Полтаве, Архангельске, Орджоникидзе посещаемость не превышает 40 процентов. Театры принимают в год 124 миллиона зрителей, а количество мест в них позволяет принимать около 300 миллионов, то есть в 2,5 раза больше. Социологические данные говорят, что 60 процентов людей в течение годани разуне бывают в театрах и лишь 1 – 2 процента посещают их систематически. Так как 636 театров расположены в 277 городах, то 63 процента населения фактически лишены возможности регулярно общаться с «живым», а не телевизионным театром. Многие фильмы собирают аудиторию в 2 – 4 – 8 миллионов человек (при населении в 280 миллионов).

Мы часто вспоминаем крылатые слова Ленина: «искусство принадлежит народу». Между тем возможность каждого гражданина пользоваться духовными ценностями отечественной и мировой культуры не претворилась еще в жизненную потребность всех, далеко еще не для всех слоев населения и регионов страны ленинское понимание культуры, вошедшей в быт, в привычки, стало реальностью.

«Съезд нацеливает деятельность партийных организаций в области культурного строительства на решение задач все более полного удовлетворения духовных запросов и интересов людей, обеспечения условий для реализации их способностей, содержательного использования свободного времени» 4.

В ускорении социально-экономического развития и перестройке общественного сознания значительная роль отведена «человеческому фактору» – то есть выявлению и развитию активного творческого начала личности.

Именно поэтому в своей культурной стратегии партия придает столь большое значение приобщению людей ко всем видам творчества, в том числе и к художественному, приобщению, которое выражается как в непосредственном участии в любительских студиях, кружках и ансамблях, так и в знакомстве с высокохудожественными и идейно насыщенными произведениями профессионального искусства.

Особо необходимо подчеркнуть проходящее через все материалы XXVII съезда КПСС положение омногообразиипотребностей. Таким образом, речь идет не о гармонии, достигаемой за счет сокращения тех или иных запросов, а, напротив, о гармоническом соединении многочисленных и разнообразных интересов. Эта множественность интересов, запросов, потребностей, мнений и взглядов ни в коем случае не противоречит принципу идейного единства социалистического общества. Более того – социализм нуждается в таком многообразии. В нем – условие дальнейшего подъема творческой активности людей, инициативы, соревнования умов и талантов, без чего нет движения вперед.

Применительно к художественной культуре это означает, что социалистическому искусству необходимо видовое, жанровое, тематическое богатство, необходимо многообразие творческих стилей, манер, неповторимых индивидуальностей.

Нужны все произведения, кроме художественно убогих, содержательно пустых и скучных. Из этого, Однако, вовсе не следует, что предпочтение должно отдаваться, особенно когда речь идет о молодежи, только развлекательно-увеселительным зрелищам. Необходимо активное участие творческой интеллигенции в эстетическом воспитании подрастающего поколения, о чем говорилось на съезде. Именно в школьные годы должны закладываться основы гармонических культурных потребностей, формироваться верные представления о том, что искусство играет огромную роль в развитии и совершенствовании духовного мира человека богатством и многообразием своих видов, жанров, форм, индивидуальностей.

Само собой разумеется, что разнообразие художественных пристрастий, творческих концепций не имеет ничего общего с идейной, мировоззренческой неразборчивостью.

Партия последовательно выступает против уступок различного рода немарксистским концепциям, против серости и невыразительности, за искусство большого идейного звучания и новаторской художественной формы. Искусству социалистического реализма органически чужды как попытки лубочного приукрашивания действительности, так и искусственное выпячивание теневых явлений. Оно призвано отстаивать идейные, социальные, нравственные ценности нашего общества, формировать у читателя, слушателя, зрителя убежденность в правоте и непобедимости идеалов социализма.

На XXVII съезде КПСС были поставлены насущные вопросы развития страны, был взят курс на поистине революционные перемены, к необходимости которых уже было подготовлено наше общественное сознание, подготовлено в том числе и произведениями литературы и искусства.

Интенсификация производства, перестройка системы управления и планирования. Разве не об этом говорилось много лет назад в фильме С. Микаэляна и А. Гельмана «Премия», в пьесе И. Дворецкого «Человек со стороны», в пьесе Г. Бокарева «Сталевары»? Разве не эти проблемы подняты и в сегодняшней постановке пьесы «Говори…» по овечкинским очеркам в Московском театре имени М. Н. Ермоловой и в поставленной накануне XXVII съезда пьесе А. Мишарина «Серебряная свадьба» во МХАТе.

То же самое можно сказать и о публицистике. Книги И. Васильева, Г. Лисичкина, А. Стреляного, Ю. Черниченко остро ставят самые злободневные вопросы интенсификации современного сельскохозяйственного производства.

Или взять такую важную народнохозяйственную проблему, как охрана окружающей среды, поворот северных рек на юг страны, о чем в проекте (подчеркиваю – в проекте) «Основных направлений…» сказано было следующим образом: «Развернуть работы, связанные с переброской части стока северных рек в бассейн реки Волги и из Волги в Дон и Кубань».

Но выступления писателей, художников, ученых, весь пафос таких произведений, как фильм С. Герасимова «У озера», роман-эссе В. Астафьева «Царь-рыба», повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» и «Пожар», публицистических статей С. Залыгина в значительной мере стали, так сказать, виновниками куда более осторожной редакции окончательного текста «Основных направлений…»: «Углубить проработку проблем, связанных с региональным перераспределением водных ресурсов» 5. А несколько позднее постановлением ЦК и Совета Министров СССР эти работы были прекращены.

На съезде речь шла о дальнейшей демократизации общества, углублении социалистического самоуправления народа.

  1. »Коммунист», 1986, N 15, с. 5. []
  2. »Материалы XXVII съезда КПСС», М., 1986, с. 90. []
  3. »Материалы XXVII съезда КПСС», с. 187. []
  4. »Материалы XXVII съезда КПСС», с. 119. []
  5. «Материалы XXVII съезда КПСС», с. 299.[]

Цитировать

Лукин, Ю. Демократизация культуры (XXVII съезд КПСС о культурной политике партии) / Ю. Лукин // Вопросы литературы. - 1987 - №2. - C. 3-32
Копировать