№2, 1995/Теория литературы

Дело о запрещении журнала «Телескоп»… (Новые документы о П. Я. Чаадаеве). Публикация Л. Саповой, В. Сапова (окончание)

Окончание. Начало см.: «Вопросы литературы», 1995, вып. I.

  1. А. Х. БЕНКЕНДОРФ – Д. В. ГОЛИЦЫНУ

Секретно

Милостивый Государь Князь Дмитрий Владимирович,

ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, получив сведения, что бумаги, принадлежащие бывшему издателю журнала Телескопа, Надеждину, должны находиться у сотрудника его Билинского, ВЫСОЧАЙШЕ повелеть соизволил, дабы все бумаги в квартире сего последнего были немедленно захвачены и доставлены ко мне. – ЕГО ВЕЛИЧЕСТВУ угодно, чтобы при сем случае был сделан у Билинского самый тщательный обыск, в предупреждение того, чтобы он не мог которых либо из бумаг сокрыть, с объявлением ему, что буде в последствии откроется передача сих бумаг в другие руки или утайка оных, то он будет подвергнут за сие строжайшей ответственности.

Сию ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА ВЫСОЧАЙШУЮ волю имею честь сообщить Вашему Сиятельству, для Вашего по оной исполнения.

С совершенным почтением и преданностию имею честь быть

Вашего Сиятельства покорнейший слуга

Граф Бенкендорф

N 3401-й

31 Октября 1836.

Его Сия[тельст]ву Князю Д. В. Голицыну

 

  1. Л. М. ЦЫНСКИЙ – Д. В. ГОЛИЦЫНУ

Его Сиятельству

Господину Московскому Военному Генерал Губернатору,

Генералу от Кавалерии и Кавалеру Князю Дмитрию

Владимировичу Голицыну

Московского Обер Полицмейстера Генерал Майора Цынского

РАПОРТ

В следствие предписания Вашего Сиятельства от 25-го Октября за N 59, основанного на ВЫСОЧАЙШЕЙ ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА воли, об оказании проживающему в Москве Г. Чаадаеву всевозможных попечений и медицинских пособий по постигшему его несчастию от расстройства ума, я предписал Г. Тверской части Штаб Лекарю Гульковскому употребить все меры к точному и непременному исполнению помянутого ВЫСОЧАЙШЕГО повеления, доставляя мне еженедельно сведения о положении здоровья Г. Чаадаева, для предоставления оных каждомесячно к Вашему Сиятельству.

При объявлении мною Г. Чаадаеву означенного ВЫСОЧАЙШЕГО повеления, он выслушав оное объявил: что заключение, сделанное о нем, есть весьма справедливое, ибо при сочинении им назад тому 6 лет известных Философических Писем, он чувствовал себя действительно нездоровым и расстроенным во всем физическом организме; что в то время хотя он и мыслил так как в письмах изъяснил, но по прошествии столь долгого времени, образ его мыслей теперь изменился и он предполагал даже против оных написать опровержение; что он никогда не имел намерения печатать сих писем и не может самому себе дать отчета, каким образом он был вовлечен в сие и согласился на дозволение припечатать оные в журнале Надеждина, и что наконец, он ни в каком случае не предполагал, чтобы Цензура могла сию статью пропустить. После же сего разговора Г. Чаадаев объяснил, что помянутые Философические Письма его были читаны весьма многими особами, как здесь в Москве, так и в СПетербурге, и всеми были превозносимы похвалою. Сверх того, он также говорил, что при напечатании сих писем, он будто бы даже не читал перевода оных, как между тем тут же сказывал, что сочинение переводил Г. Норов живущий в деревне, но как перевод оказался весьма дурен, то после и перевел оное некто Кречер, живущий у [зачеркнуто: Погодина] Надеждина [?], коего перевода также не одобряет представляя тому доказательством, что в статье о Хозяйственных постройках, вместо Соломы названа Глина.

Почему из разговоров моих с Гг. Чаадаевым и Надеждиным и должно предположить, что в переводе Философических писем участвовали они оба, а переводил под их руководством Кречер.

Г. Чаадаев после вышеозначенного его объяснения со мною, просил моего позволения видеться ему с Графом Строгановым, на что я и согласился.

О чем имею честь донести Вашему Сиятельству.

Генерал Майор Цынский.

N 649-й 2 Ноября 1836 года

 

  1. Л. М. ЦЫНСКИЙ – Д. В. ГОЛИЦЫНУ

Его Сиятельству

Господину Московскому Военному Генерал Губернатору,

Генералу от Кавалерии и Кавалеру Князю Дмитрию Владимировичу Голицыну

Московского Обер Полицмейстера Генерал Майора Цынского

РАПОРТ

Во исполнение приказания Вашего Сиятельства, основанного на ВЫСОЧАЙШЕЙ ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА воли изъясненной в отношении к Вам Г. Генерал Адъютанта Графа Бенкендорфа от 31- го Октября за N 3401-м, при сем представляемого, бумаги принадлежащие Доктору 7-го класса Надеждину как в его квартире, так равно и в квартире сотрудника его Белинского все отобраны; но как Г-н Белинский выехал в Город Тверь еще в исходе Августа месяца к Помещику Бакунину, то проживающий ныне в квартире его Действительный Студент Воложанин и обязан мною подпискою, что все совершенно бумаги находящиеся в квартире Белинского им отданы – и что он ничего из них не скрыл и даже не знает есть ли где у него таковые. При чем объявил также, что Белинский при отъезде своем, взял с собой весьма незначительное число бумаг относящихся собственно к его занятиям по ученой части.

[Зач.: О сем донося Вашему Сиятельству, имею честь присовокупить, что] А как Белинского ожидают в скором времени в Москву, то и сделано распоряжение, дабы он при въезде в Город доставлен был прямо от заставы [зач.:

Цитировать

От редакции Дело о запрещении журнала «Телескоп»… (Новые документы о П. Я. Чаадаеве). Публикация Л. Саповой, В. Сапова (окончание) / От редакции // Вопросы литературы. - 1995 - №2. - C. 76-110
Копировать