Даниил Аль. Гоголь – наш современник
Даниил Аль. Гоголь — наш современник. СПб.: Нестор-История, 2010. 218 с.
Ученый и писатель Даниил Натанович Альшиц (литературный псевдоним — Д. Аль), которому недавно исполнилось 90 лет, сам вправе стать героем волнующего и весьма содержательного жизнеописания. Поступив на истфак Ленинградского университета, он решил быть историком. Мечта его исполнилась с лихвой: Альшиц — профессор и доктор наук, автор сотен научных и научно-популярных трудов.
В июне 1941 года Альшиц вступил добровольцем в народное ополчение и все годы войны находился на Ленинградском фронте. По окончании войны — испытание иного рода: в декабре 1949 года Альшиц репрессирован и по решению Особого совещания при МГБ СССР осужден на 10 лет пребывания в лагере. Причин для репрессии, как водится, не было, но в данном случае можно предположить, что послужило ее поводом. Двумя годами ранее он блестяще защитил диссертацию на тему о редактировании Иваном Грозным летописей истории своего царствования. Открытие весьма значительное, но опасное: ведь и вождь народов занимался фальсификацией своей роли в исторических событиях.
После реабилитации и освобождения открылась новая грань таланта Альшица — прозаика, поэта и драматурга. Из его пьес наибольшей известностью пользовались три: комедия «Опаснее врага» (в соавторстве с Л. Раковым), поставленная в 1962 году Николаем Акимовым в ленинградском Театре Комедии; документальная драма «Правду! Ничего, кроме правды!!», увидевшая свет рампы в 1967 году в БДТ (режиссер и постановщик — художественный руководитель этого театра Георгий Товстоногов), и радиопьеса по одноименной повести «Приказа умирать не было», транслировавшаяся по ленинградскому радио в мае 1988 года. (Книга эта выдержала четыре издания.)
Впрочем, и годы заключения оставили свой след в художесвенном творчестве Даниила Натановича, например, в «Воспоминаниях времен сталинщины» — «Хорошо посидели» («Нева», 1992, № 8) или в следующих миниатюрах той же поры (надо сказать, что Альшиц — особый мастер таких миниатюр): «Начальник лагеря — заключенным: «Поздравляю всех сидящихся с годовщиной Победы!»»; «Мы живем в вертухальной реальности» и т. д.
Настоящая книга в значительной своей части посвящена Гоголю, причем не только как художнику, но и как историку, что естественно при «двойной специализации» Альшица. Долгое время научные, исторические занятия Гоголя, адъюнкта Петербургского университета, недооценивались — в них видели проявление дилетантизма и «самозванства» (эту точку зрения можно встретить до сих пор). Конечно, в отношении систематизма знаний Гоголь уступал своим современникам, профессиональным историкам (например, М. Погодину), но его заслуга в том, что он выступил в России одним из пионеров медиевистики, поскольку рассматривал средние века не как «перерыв в ходе историии», но как закономерный этап общественной эволюции. Тем самым он оказался близок к тендениям немецкой классической философии и французской историографии, хотя заметим ради точности, что с утверждением Д. Аля, будто «и Гоголь, и Энгельс хорошо прочитали Гегеля» (с. 19), согласиться никак нельзя (Гоголь плохо читал по-немецки, а самое главное — сведения о немецкой философии он черпал из русских журналов, а также от таких в этом смысле компетентных своих друзей как С. Шевырев).
Значительная часть книги посвящена развитию гоголевских традиций в нашу эпоху, в частности в творчестве Николая Павловича Акимова, основателя и руководителя ленинградского Театра Комедии. Глава об Акимове так и называется: «Один из самых ярких наследников Гоголя». Длительное знакомство и сотрудничество с Акимовым позволяют мемуаристу сообщить немало любопытных деталей; например, мы узнаем, что многие популярные афоризмы Акимова, что называется, ушли в народ без имени автора. Такова, например, острота, высмеивающая популярную в свое время «теорию бесконфликтности»: «Нам надлежит, — говаривал Акимов, — изображать лишь один конфликт — между прекрасным и еще лучшим» (с. 117).
Особенно интересны сведения, касающиеся истории спектакля с начальных его стадий. Отталкиваясь от известного выражения «театр начинается с вешалки», можно сказать, что спектакль начинается с афиши. Многим памятна выполненная Акимовым афиша к спектаклю «Опаснее врага»: упитанный самоуверенный чиновник, у которого вместо головы яйцо в очках и шляпе, водрузил свой пузатый портфель на гипсовую голову Сократа, который от неожиданности только и успел открыть рот. При этом на лацкане пиджака чиновника — университетский значок…
Помимо статей и очерков (о Гоголе-историке или Акимове-режиссере) в книге немало сатирических миниатюр, зарисовок, подробностей, каламбуров — автор остроумно называет их «смехозаготовками». Пересказывать их — для рецензента дело неблагодарное. Лучше рекомендовать непосредственно читателю, как говорят, вживую познакомиться со всем этим «хозяйством».
Ю. МАНН
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2011