№12, 1967/Заметки. Реплики. Отклики

Да, все это метод!

В связи с появлением двух критических откликов на мою статью «Метод как эстетическая категория» («Вопросы литературы», 1967, N 3) – реплики Г. Поспелова «И все это «метод»?» в «Вопросах литературы» (1967, N 7) и статьи И. Астахова «Старые истины и новые «перекосы» в «Литературной газете» (26 июля 1967 года) – я позволю себе высказать некоторые соображения по существу обсуждаемых вопросов и по способу их обсуждения.

Прежде всего о возражениях Г. Поспелова.

Не мне, конечно, судить о том, сколь удачно предложенное мной «построение понятия целостной творческой системы», как несколько громоздко выразился мой оппонент. Однако мне кажется, что научная ценность любой системы понятий устанавливается при ее сопоставлении с реальностью, с фактами, а не с другой системой понятий. Между тем Г. Поспелов утверждает, – и это его основное возражение, – что обосновываемая мной концепция творческого метода как динамической системы познавательной, оценочной, созидательной и «языкотворческой» установок является «упрощенной» по сравнению со старой концепцией, согласно которой метод характеризует только познавательную сторону художественного творчества и даже один лишь ее аспект, определяющий «степень познавательной конкретности или абстрактности воспроизведения тех или иных характерных особенностей жизни».

Предоставляя читателю судить о том, какая из этих двух точек зрения является упрощенной, я считаю лишь необходимым еще раз подчеркнуть ту логику рассуждений, которая заставила меня отвергнуть первоначальное чисто гносеологическое толкование творческого метода: если художественное освоение жизни не сводится к ее познанию искусством, – а с этим Г. Поспелов как будто согласен, – то нет никаких оснований ограничивать метод художественного творчества одними познавательными функциями, хотя значение их, разумеется, нельзя преуменьшать. Показательно, что сам Г. Поспелов, защищая вначале такое суженное понимание метода, затем неожиданно признает, что «тот важный аспект художественного познания, который и называли первоначально «методом»… надежнее было бы называть «принципом художественного отражения жизни». Но суть дела, разумеется, не в словах «метод» или «принцип», а в том, чтобы категориальный аппарат эстетической теории возможно точнее отражал реальную сложность и многомерность художественно-творческой деятельности. Думается, что в этом русле находятся неоднократно предпринимавшиеся в последние годы рядом советских ученых попытки рассмотреть художественный метод как систему принципов, охватывающую творческий процесс в его целостности и многогранности.

Кстати, приходится решительно отклонить упреки моего оппонента, будто я «совершенно игнорирую» этот аспект творческой деятельности и будто я свожу искусство реализма «к особенностям проблематики». Достаточно внимательно прочесть данную в моей статье характеристику познавательной стороны метода (см. стр.

Цитировать

Каган, М. Да, все это метод! / М. Каган // Вопросы литературы. - 1967 - №12. - C. 174-175
Копировать