Д. С. Мережковский. Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы
Странная судьба этого классика. Невероятно знаменит при жизни, в юности общался с Достоевским, обосновал теоретический поворот к литературе модерна начала ХХ века («О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы», текст включен в рецензируемую книгу), при жизни несколько раз выходили собрания сочинений, переведен был на все европейские языки; критик, литературовед, религиозный мыслитель, публицист, писатель, соперничал с Буниным за Нобелевскую премию. В эмиграции принят как лидер русской культуры. В 1921 году Томас Манн писал: «Я услыхал <…> что Мережковский, бежавший из Советской России <…> меня посетит. Дмитрий Мережковский! Тот, чья книга о Толстом и Достоевском произвела на мои двадцать лет такое неизгладимое впечатление и чьей также совершенно беспримерной работы о Гоголе я вообще не убирал со стола! Никому не хочется показаться провинциалом, и поэтому я невозмутимо ответил, что господин Мережковский будет, конечно, желанным гостем. Но в глубине души я не верил ни одному слову. Миф не сидит запросто у тебя в комнате. Так не бывает»1.
И почти сразу после смерти не то, что забыт, но как-то отошел на второй план. Как писатель оказался слабее Чехова, Бунина, то есть тех, с кем входил в литературу. Как философ менее масштабен, чем С. Франк, С. Булгаков, Н.
- Манн Томас. Русская антология // Манн Томас. Путь на Волшебную
гору. М.: Вагриус, 2008. С. 92.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2009