№6, 2009/Книжный разворот

Д. С. Мережковский. Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы

 

Странная судьба этого классика. Невероятно знаменит при жизни, в юности общался с Достоевским, обосновал теоретический поворот к литературе модерна начала ХХ века («О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы», текст включен в рецензируемую книгу), при жизни несколько раз выходили собрания сочинений, переведен был на все европейские языки; критик, литературовед, религиозный мыслитель, публицист, писатель, соперничал с Буниным за Нобелевскую премию. В эмиграции принят как лидер русской культуры. В 1921 году Томас Манн писал: «Я услыхал <…> что Мережковский, бежавший из Советской России <…> меня посетит. Дмитрий Мережковский! Тот, чья книга о Толстом и Достоевском произвела на мои двадцать лет такое неизгладимое впечатление и чьей также совершенно беспримерной работы о Гоголе я вообще не убирал со стола! Никому не хочется показаться провинциалом, и поэтому я невозмутимо ответил, что господин Мережковский будет, конечно, желанным гостем. Но в глубине души я не верил ни одному слову. Миф не сидит запросто у тебя в комнате. Так не бывает»1.

И почти сразу после смерти не то, что забыт, но как-то отошел на второй план. Как писатель оказался слабее Чехова, Бунина, то есть тех, с кем входил в литературу. Как философ менее масштабен, чем С. Франк, С. Булгаков, Н.

  1. Манн Томас. Русская антология // Манн Томас. Путь на Волшебную
    гору. М.: Вагриус, 2008. С. 92.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2009

Цитировать

Кантор, В.К. Д. С. Мережковский. Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы / В.К. Кантор // Вопросы литературы. - 2009 - №6. - C. 490-491
Копировать