№4, 2022/Книжный разворот

Communications, n° 103. Le Formalisme russe cent ans après / Numéro dirigé par Catherine Depretto, John Pier et Philippe Roussin. Paris: Seuil, 2018. 300 p.

103-й номер знаменитого культурологического журнала Communications, каждый выпуск которого целиком бывает посвящен определенной проблеме или, реже, персоналии (уже названия выпусков какие замечательные: «Искусства и возрасты жизни», «Циркуляция снов», «Пост-цензура/-ы», «Живущие под землей» ― это среди совсем недавних номеров), освещает тему «Русский формализм сто лет спустя». Номер, составителями которого выступили Катрин Депретто, ведущий французский специалист по формализму (ее монография «Формализм в России» была в 2015 году выпущена издательством «НЛО»), и известные нарратологи Джон Пир и Филипп Руссен, опубликован «по мотивам» международного коллоквиума «Русский формализм сто лет спустя: интерпретация, рецепция, перспективы», прошедшего в Париже 8–10 октября 2015 года в честь условного «столетия» формализма ― условного потому, что днем его рождения можно считать разные даты: здесь за точку отсчета взят 1915 год как год создания Московского лингвистического кружка.

Кстати, книга, приуроченная к столетнему юбилею формализма, вышла и в России, только годом раньше: «Эпоха «остранения»: Русский формализм и современное гуманитарное знание» (2017); тут «условной датой «первоначала» было выбрано 23 декабря 1913 года, когда двадцатилетний студент Виктор Шкловский прочитал скандальный доклад «Место футуризма в истории языка» в артистическом кабаре «Бродячая собака»» (с. 9). Это издание в два раза толще и, в отличие от французского, делится на тематические подразделы, причем некоторые авторы двух томов пересекаются ― к их чести надо сказать, что выступившие в обоих сборниках О. Ханзен-Леве, Т. Гланц, М. Мругальски и К. Депретто дали в две книги разные статьи.

Французское издание коммеморативно еще и в том отношении, что оно посвящено памяти скончавшегося к моменту выхода книги Цветана Тодорова, которому русский формализм в огромной степени обязан своим проникновением в западную науку: собранная и переведенная им антология формалистских текстов «Теория литературы» («Théorie de la littérature»), выпущенная в 1966 году, стала тем первым камнем, на котором строилась дальнейшая рецепция русских формалистов. Хотя, казалось бы, более чем через 50 лет после издания антологии и последовавших за ней текстов формализм должен быть хорошо известен на Западе (действительно, любое уважающее себя теоретическое и/или нарратологическое исследование начинается со ссылок на формалистов), бросается в глаза ― в частности, по сравнению с «Эпохой «остранения»» ― несколько «осваивающий» характер сборника, который открывается французскими переводами текстов Б. Томашевского (статья «Формальный метод. Вместо некролога»), Р. Якобсона, В. Шкловского и Ю. Тынянова (фрагменты переписки 1928–1929 годов, где обсуждается возрождение Опояза).

Некоторые статьи сборника тоже имеют характер своего рода введения в формалистский метод, как, например, статья Ф. Руссена «Что такое литературная форма?» («Qu’est-ce qu’une forme littéraire?») ― очень четкая и корректная, как вообще свойственно этому исследователю, но добавляющая нечто новое разве лишь в той финальной части, где говорится о напрашивающемся сопоставлении теорий формалистов и концепции литературной формы у Поля Валери ― и о том, почему такое сближение было бы неверно.

Другие статьи специально посвящены проблеме рецепции формализма во Франции на раннем этапе. Это статья Ф. Матонти «Первоначальная французская рецепция формализма. Возвращение к «Теории литературы»» («Premières réceptions françaises du formalisme. Retour sur «Théorie de la littérature»») и вступительное слово Ц. Тодорова, в котором он рассуждает о трех своих попытках написать о русском формализме. Первая состоялась в 1965 году как статья «Методологическое наследие формализма» («L’héritage méthodologique du formalisme»), где ученый ставил себе задачу «актуализировать формалистское наследие».

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2022

Цитировать

Зусева-Озкан, В.Б. Communications, n° 103. Le Formalisme russe cent ans après / Numéro dirigé par Catherine Depretto, John Pier et Philippe Roussin. Paris: Seuil, 2018. 300 p. / В.Б. Зусева-Озкан // Вопросы литературы. - 2022 - №4. - C. 294-299
Копировать