Воображаемое пространство стихотворения М. Цветаевой «В зале» и читательская стратегия
Стихотворение Марины Цветаевой «В зале» входит в поэтический сборник «Вечерний альбом», его первая часть объединяется названием «Детство». Способность достраивать окружающий героев мир принадлежит детям, вслед за которыми читателю приоткрывается и их воображаемое пространство. Рассмотрению специфики читательской позиции посвящается эта статья.
Фактически в этом стихотворении мы, читатели, сталкиваемся с двойным вымыслом: вымыслом автора (пространство комнаты, в которой играют дети, и ее обстановка — рояль, зеркала, углы) и героев (вражеская тьма, сражение, жуть, темные лица, бой света и тьмы). Приведем наблюдение В. Вейдле, встречающееся в исследовании «О двух искусствах: вымысла и слова»: «Одно из них вполне имеет право именоваться искусством слова, тогда как другое не воплощается в словах, а лишь пользуется ими, чтобы при их посредстве, но не в них самих, явить настоящую свою материю, или плоть, у которой если не на всех языках, то по-русски есть и вполне подходящее имя: вымысел» [Вейдле 1970: 110]. Удвоение вымысла в этом произведении ведет к некоторым трансформациям и удвоению самого изображаемого пространства. Таким образом, жизнь героев протекает одновременно и в пространстве изображенного автором мира, и в пространстве собственного вымысла.
Что же осознает и что представляет при этом читатель?
Начнем с того, что он видит происходящее в стихотворении глазами взрослого и параллельно — глазами детей, попадая таким образом в ситуацию, описанную в работах О. Дрейфельд: «Эстетическая проблема изображения воображаемого мира героя в литературном произведении связана с необходимостью показа воображающего персонажа «изнутри» его воображения (восприятия, переживания, осознания воображаемого) и в то же время «извне»…» [Дрейфельд 2014: 64]. Итак, одновременное изображение пространства в мире произведения «извне» и «изнутри» ставит читателя в такое положение, при котором показ «извне» и «изнутри» одновременно удерживается в событии чтения.
Показ внешнего пространства представлен следующим образом:
Спускаются длинные тени,
Горят за окном фонари,
Темнеет высокая зала,
Уходят в себя зеркала…
Внутреннее (воображаемое) пространство открывается помимо внешнего:
Не медлим! Минута настала!
Уж кто-то идет из угла.
Нас двое над темной роялью
Склонилось, и крадется жуть…
……………………………………………….
Посмотрим, что ныне творится
Под пологом вражеской тьмы?
Темнее, чем прежде, их лица, —
Опять победители мы!
Мы цепи таинственной звенья,
Нам духом в борьбе не упасть,
Последнее близко сраженье,
И темных окончится власть.
Изображенное пространство высокой залы, в которой играют дети, здесь так же реально, как и воображенное детьми пространство игры и битвы между светом и тьмой. Сам лирический сюжет усложняется сюжетом придуманного детьми (или вычитанного из «книг в красном переплете») мира, возникает градация пространственной организации.
Название стихотворения «В зале» уже очерчивает собой определенное пространство, но из названия пока мы не знаем, что в этом пространстве будет происходить. Изображенный юным поэтом (Цветаевой на момент выпуска «Вечернего альбома» в 1910 году — всего восемнадцать) художественный мир разделен на будничную жизнь взрослых и детскую игровую вселенную. Это разделение сопровождается и соответствующим «сдвигом» времени: день связывается с прозаичной реальностью и сферой необходимых обыденных дел, а вечер — особое время досуга и фантастических виде́ний.
Темпоральное обозначение прочитывается и в слове «сегодня». Указание «…мы, дети, сегодня цари» (курсив мой. — А. А.) предполагает вариативность самой игры: сегодня цари, а завтра — путешественники, искатели, другие герои и т. д.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2022
Литература
Вейдле В. В. О двух искусствах: вымысла и слова // Новый журнал. 1970. Кн. 100. С. 110–115.
Дрейфельд О. В. Воображаемый мир героя как понятие теоретической поэтики: к постановке проблемы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 7 (37). В 2 ч. Ч. 1. C. 63–65.
Дрейфельд О. В. Воображаемый мир героя как понятие теоретической поэтики. Кемерово: КемГУ, 2015.
Никоненко С. В. Воображаемая реальность // Материалы II межвузовской науч. конф. Центра онтологического исследования воображения. СПб.: СПбГУ, 2002. С. 120–132.