№9, 1965/Коротко о книгах

Чудеса декламации

Ю. Пухов. Советский роман и рабочий класс («Цемент» и «Энергия» Ф. Гладкова), Средне-Уральское книжное изд-во, 1964, 108 стр.

Знакомясь с книгой Ю. Пухова, посвященной романам Ф. Гладкова, сразу же видишь, что автор ошибся в выборе рабочего метода. Серьезному историко-литературному анализу он решительно предпочел юбилейное красноречие, которое, как мы знаем, по природе своей безадресно и, одевая юбиляра в пышную униформу, мало интересуется его лицом. В самом деле, что может нам сказать о Гладкове такая, например, тирада исследователя: «Гладков сумел глубоко «вжиться» в действительность того времени… осмыслить важнейшие явления, происходившие в нашей стране в период перехода к мирному строительству, сумел проникнуть в сущность процессов, совершавшихся в рядах советского рабочего класса, передать типические характеры в типических обстоятельствах и показать действительность в ее революционном развитии» (стр. 24)? Перед нами нечто вроде типового бланка, где фамилия Гладкова может быть заменена десятками других. Еще одно открытие: «Заостряя, типизируя существенные черты в характерах Глеба Чумалова, Даши, Громады, Савчука, Сергея Ивагина и Поли Меховой, Клейста и других персонажей романа, писатель наделяет каждого из них еще и такими отличительными особенностями, привычками, возрастными и профессиональными свойствами, которые делают их в представлении читателя конкретными, живыми личностями» (стр. 29). Возразить здесь как будто нечего. Но озадачивает эмоциональный нажим («еще и такими… особенностями»), с которым Ю. Пухов провозглашает это. Можно подумать, что обычно мы довольствуемся в искусстве «образами без лиц» и каждый случай конкретного изображения героя становится для нас эстетическим прецедентом.

Цитировать

Камянов, В. Чудеса декламации / В. Камянов // Вопросы литературы. - 1965 - №9. - C. 231-231
Копировать