№5, 1965/Зарубежная литература и искусство

Что такое «конкретная поэзия»?

В 1962 году молодой бразильский поэт подарил мне только что вышедшую книжку своих стихов. Долго, с недоумением рассматривала ее. Конечно, я знала, что существует всякое поэтическое штукарство, но это уж, думалось мне, слишком! В верхнем правом углу необычно удлиненных страниц напечатано несколько слов. Иногда эти слова объединены лишь тем, что они начинаются с одной буквы. Иногда на целой странице напечатаны три слова одного корня. Есть и такое стихотворение:

osga

acre

osga

asco

 (Охра, акр, маленькое земноводное типа улитки, тошнота.)

Или же просто в углу страницы длинное «марктвеновское» слово «homemmoendahomemmoagem» (человекжерновчеловекпомол).

По правде сказать, тогда я не приняла всерьез творчество моего бразильского знакомого и не попыталась литературоведчески осмыслить его метод.

Но вот недавно я прочитала стенограмму Второго съезда бразильских критиков и историков литературы1. И тут узнала, что автор этих стихов Арольдо де Кампос вместе со своим братом Аугусто и несколькими другими молодыми поэтами (Десио Пигнатари, Жозе Лино Грюневальд) является основателем нового поэтического течения — так называемого «конкретизма». Съезд бразильских критиков посвятил специальное заседание новому поэтическому эксперименту. С «манифестом» выступил один из руководителей конкретистов — Десио Пигнатари. В обширном докладе проанализировал открытия конкретной поэзии один из старейших бразильских поэтов Кассиано Рикардо. Что же такое конкретная поэзия?

Основой стиха конкретисты считают слово-идеограмму, сочетающееся с другими словами посредством «визуального синтаксиса». Иными словами, источником эстетического воздействия конкретисты считают не смысло-звуковую структуру стиха, запечатленную в ритме, но графический облик слова и его расположение на странице. Пространство страницы включается в стих, и ритм стихотворения должен возникнуть — подобно живописному или архитектурному ритму — из чередования различных видимых отрезков: черных (то есть покрытых буквами) и белых. Отсюда все подборы слов со сходным начертанием: canga, cangalho, cagaço, cansaço, cachaço, canga etc. (ярмо, рухлядь, усталость, водка и т. д.) — с преобладанием одних и тех же букв.

Десио Пигнатари объясняет, в чем цель конкретной поэзии.

  1. »Anais do Segundo Congresso Brasileiro de critica e história literária», São Paulo, 1963. []

Цитировать

Тертерян, И. Что такое «конкретная поэзия»? / И. Тертерян // Вопросы литературы. - 1965 - №5. - C. 115-117
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке