№2, 1994/Теория литературы

Человек и человечество в учении В. С. Соловьева

В сознании русского образованного общества прошлого и начала нынешнего века понятие человечества играло важную роль. Как и в духовной жизни Запада, это понятие оказалось тесно связанным с характерной для Просвещения верой в прогресс, в возможность создания на земле совершенного и справедливого общества. «Революционное стремление осуществить Царство Божие на земле – пружинящий центр прогрессивной культуры и начало современной истории. Все, что не связано с Царством Божиим, представляется ей чем-то второстепенным», – писал глава Иенской школы романтиков Фр. Шлегель около двух столетий назад1.

В России идея человечества как субъекта прогрессивного развития нашла своих приверженцев прежде всего среди революционеров-демократов, но не только среди них: ею вдохновлялись и мыслители религиозного направления. Достаточно назвать имена И. Киреевского, А. Хомякова, Ф. Достоевского, Л. Толстого, Н. Федорова, В. Соловьева,

Ввиду обширности темы я ограничусь концепцией человечества у В. С. Соловьева, и притом главным образом в последний период его творчества. Поскольку Соловьев во многом определил философский горизонт русского серебряного века, наследие которого мы стремимся сегодня возродить, осмыслить и дать ему как бы вторую жизнь в новой России, то обращение к творчеству Соловьева для нас весьма актуально. А в то же время идея богочеловечества – пожалуй, центральная тема в творчестве выдающегося русского философа.

Хочу сразу же отметить два существенных момента. В учении Соловьева идея единства человечества имеет глубоко религиозный смысл: она содержит в себе идеал целостной жизни в его христианском понимании – как жизни во Христе. Здесь Соловьев продолжает традицию славянофилов и резко критикует атеистический нигилизм, столь влиятельный во второй половине прошлого века и подготовивший идейно русскую революцию. Но при этом и соловьевская концепция единства человечества не лишена, к сожалению, утопизма. Здесь его творчество несет на себе печать эпохи. «Учение Соловьева, – пишет автор одного из лучших исследований о Соловьеве Е. Н. Трубецкой, – зародилось в насыщенной утопиями духовной атмосфере второй половины прошлого столетия…: утопия социального реформаторства, утопия национального мессианства, утопия посюстороннего преображения вселенной…» 2

Вера в прогресс составляет предпосылку учения Соловьева о человечестве как едином организме. В речи, произнесенной 13 марта 1881 года, еще молодой философ говорит о революционном утопизме как об извращенной форме христианского стремления «осуществить на земле… в данной действительности что-то лучшее, какое-то царство правды, хотя действительный характер царства правды и утратился» 3. Ошибка революционеров, по Соловьеву, состоит не в самом этом стремлении, а в том, что они хотят осуществить этот идеал, отвергая христианские начала, которые только и могут его оправдать.

Что же такое человечество, согласно Соловьеву? В своей ранней работе «Философские начала цельного знания» (1877) Соловьев рассматривает человечество как единое существо – субъект исторического развития. «Субъектом развития, – пишет он, – является здесь человечество как действительный, хотя и собирательный организм. Обыкновенно, когда говорят о человечестве, как о едином существе или организме, то видят в этом едва ли более чем метафору или же простой абстракт: значение действительно единичного существа или индивида приписывается только каждому отдельному человеку. Но это совершенно неосновательно. Дело в том, что всякое существо и всякий организм имеет необходимо собирательный характер и разница только в степени; безусловно же простого организма, очевидно, быть не может.., как собирательный характер человеческого организма не препятствует человеку быть действительным индивидуальным существом, так точно и собирательный характер всего человечества не препятствует ему быть столь же действительным индивидуальным существом. И в этом смысле мы признаем человечество как настоящий органический субъект исторического развития» ## В. С Соловьев, Собр. соч., т.

  1. Фридрих Шлегель, Эстетика. Философия Критика. В двух томах, т. 1. М., 1983, с. 301[]
  2. Кн. Евгений Трубецкой, Миросозерцание Вл. С Соловьева, т. 1, М., б. г., с. VII.[]
  3. В. С. Соловьев, Собр. соч т III, СПб., б. г., с. 385.[]

Цитировать

Гайденко, П. Человек и человечество в учении В. С. Соловьева / П. Гайденко // Вопросы литературы. - 1994 - №2. - C. 92-104
Копировать