№10, 1970/Коротко о книгах

Чехов – неисчерпаем

«Сборник статей и материалов», вып. V. Литературный музей А. П. Чехова, Ростовское книжное изд-во, Таганрог, 1969, 178 стр.

Перед нами пятый выпуск статей и материалов о Чехове, издаваемых Таганрогским литературным музеем. Вносит ли он что-либо новое в «чеховиану», и если да, то важное ли? Первое чувство после ознакомления со сборником: сколь мало нового в нем сообщено. Поистине самым полезным разделом кажется последний, крохотный – «Неизвестные «мелочи» раннего Чехова»: девять недавно обнаруженных в «Осколках» строк Чехова – прелестных и остроумных. Если бы с чеховской краткостью и силой умели выражать свои мысли иные исследователи его творчества, как много выиграло бы литературоведение о Чехове! Правда, отдельные работы в сборнике оставляют вполне благоприятное впечатление. Например, статья А. Огнева «О некоторых особенностях финалов в чеховских рассказах» – сжатая, убедительная и деловая. В ней показано, как совершенствовал Чехов свое искусство, какое важное значение придавал он концовке повествования и отделывал ее, возвращаясь к ней вновь и вновь, строго следуя своему правилу: «лучше недосказать, чем пересказать», оттачивал «внезапные концы» ради усиления комического эффекта, ради заострения мысли. Автор исследования идет по единственно верному пути: от ранних редакций к поздним, и насыщает статью интереснейшими примерами. Жаль только, что Вирджиния Вулф у него оказывается «английским писателем», – вероятно, это досадное недоразумение.

Квалифицированна и содержательна статья В. Химича «Художественная деталь в рассказах Чехова 90-х – 900-х годов». Она – убедительная иллюстрация того, как у Чехова эта «деталь»»получила новую жизнь». Слово «деталь» в устах автора статьи перестает быть унылой литературоведческой абстракцией; напротив, это живая действительность, те ее «мелочишки», через трагизм которых – а они трагичны – Чехов показывал «суровую правду жизни». Деталь у Чехова – не синоним назойливых подробностей, напротив, она дружна с краткостью и одновременно далека от символики (породнить ее с символизмом пытался Андрей Белый в книге «Луг зеленый»). Чеховская деталь – вещная, бытовая, конкретная и вместе с тем – не прозаичная Она обрела высокую реалистичность, исполненную смысла и выразительности, ничего общего не имеющую с фотографическим правдоподобием. Статья написана с глубоким пониманием природы чеховского творчества и искусства вообще.

И здесь, по контрасту, хочется сказать о другой статье сборника – В. Седегова «К вопросу о таганрогских прототипах в произведениях Чехова».

Цитировать

Саакянц, А.А. Чехов – неисчерпаем / А.А. Саакянц // Вопросы литературы. - 1970 - №10. - C. 225-227
Копировать