№1, 2024/История идей

Был ли Гоголь писателем-славянофилом? Взгляд из Сербии

DOI: 10.31425/0042-8795-2024-1-57-71

В 1860 году в авторитетном сербском журнале «Летопись», который, к слову, издается до сих пор, была опубликована статья сербского историка Дж. Вукичевича «Русская Бе­седа». В этой статье обращалось внимание на выходивший уже четыре года в Москве сла­вянофильский журнал «Русская беседа», направленный на развитие «народного воз­зрения» [Вукићевић 1860: 187]. Вукичевич указал, что публицисты этого издания выпол­няют такую же функцию в журналистике, как творчество Н. Гоголя в литературе, — «воз­рождение русской народности» [Вукићевић 1860: 188].

Эта статья тем более важна, что впервые на Балканах творчество Гоголя, уже из­вес­тное сербским читателям, было рассмотрено в контексте русского славянофильства, а ав­тор «Мертвых душ» прямо назван «писателем-славянофилом» из круга «Русской беседы».

Действительно, созданный славянофилами в 1856 году журнал «Русская беседа» расценивался ими, с одной стороны, как канал связи с другими славянскими народами, а с другой — как способ освещения «славянского вопроса» внутри России. В программе издания, написанной А. Хомяковым, было прокламировано, что «рядом с интересом оте­чества «Русская беседа» посвятит особое внимание всему тому, что будет иметь отно­шение к жизни славянских народов <…> Она считает долгом хотя бы словом побла­годарить за любовь, которую они запечатлели своей кровью» [Хомяков 1856: V].

Сразу после смерти императора Николая I и поражения России в Крымской войне, подсказавшего Хомякову образ любви, которую славяне «запечатлели своей кровью», произошла либерализация общественного климата в России, ослабла цензура, что позволило славянофилам, не пользовавшимся симпатией власти, организовать соб­ственное печатное издание. В этом смысле «Русская беседа» стала не просто жур­налом, где печатались славянофилы (как, например, «Москвитянин» М. Погодина), а под­линно славянофильским журналом1. И хотя вопрос об отношении к славянам вопреки име­но­ванию этой общественной группы не был первостепенным в теории и практике славя­но­филов [Дудзинская 1978: 277], он стал составной частью деятель­ности сла­вянофилов и областью, где они применяли теоретические положения, выра­бо­танные ими для России.

Сближение Гоголя со славянофильским лагерем дискуссионно. Бесспорно, Гоголь — ключевая фигура в литературе 1840-х годов, периода размежевания славянофилов и запад­ников. Да и первым актом их публичной полемики, как известно, стал спор о «Мертвых душах» К. Аксакова и В. Белинского.

Тем не менее важно помнить, что сам Гоголь подчеркнуто в главном споре эпохи не участвовал и осуждал крайности обоих направлений: «С обеих сторон выговаривается весьма много дичи» [Гоголь 1952a: 262]. Н. Языков 15 января 1842 года сообщал брату А. Языкову по поводу пребывания Гоголя в Мос­кве: «Он живет у Погодина пустын­нически, однако же бывает у Хомяковых. Само собой разумеется, он ничуть не участвует в спорах диалектических, которые снова начались у Свербе­евых»2 [Языков 1952: 610].

В статье «Споры» книги «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголь писал, что, хотя «на стороне европеистов и западников тоже есть правда», все же «правды больше на стороне славянистов и восточников» [Гоголь 1952a: 262]. А больше чем за десять лет до этого в статье «Петербургские записки 1836 года», предназначенной для пуш­кинского «Современника», прямо формулировал ведущий тезис то­гда еще не оформ­ленного в доктрину славянофильства: «Москва нужна для России, для Петербурга нужна Россия» [Гоголь 1952a: 179]. Ю. Манн убедительно показал, что Гоголь хотел встать над схваткой (подчеркнем — не между, а над), и в этом стремлении обнаруживается «пре­ходящий характер и уязвимость любых ответов и, следовательно, любых направ­лений» [Манн 2017: 58]. Отсюда, кстати, у Гоголя уже отмеченная исследователями особая роль таких художественных образов, как граница, пограничная ситуация, рубеж, порог и т. д. [Кривонос 2009: 145–159].

Современные исследователи неоднократно писали о несовпадении (более точно — о неполном совпадении) взглядов Гоголя и славянофилов [Анненкова 1983: 24–40; Виноградов 2019]3.

Может быть, обозначенное в сербском журнале сближение Гоголя и славянофилов (вплоть до отождествления) можно объяснить тем, что позиции писателя и публицистов «Русской беседы» по вопросам славянства были сходны? И если в вопросах о государ­ственной власти, идеальной для России формы правления и пр.

  1. О разнице между «журналом славянофилов» и «славянофильским журналом» см.: [Пирожкова 1997: 10].[]
  2. Ср. с замечанием Е. Хомяковой, писавшей в начале мая 1840 года своему брату Н. Языкову: «Все здесь нападают на Гоголя, говоря, что слушая его разговор, нельзя предположить чего-нибудь необык­новенного, Иван Васильевич Киреевский <говорит>, что с ним почти говорить нельзя: до того он пуст. У них кто не кричит, тот и глуп» (цит. по: [Хомяков 1900: II, 106]).[]
  3. И. Виноградов верно показал, что по целому ряду государственных вопросов Гоголь был более консервативен, чем славянофилы, однако предложенную ученым для Гоголя дефиницию «славянофил-государственник» [Виноградов 2019: 189] считаем неудачной, потому что она только запутывает и без того сложную картину идейных течений 1840-х.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2024

Литература

Айзеншток И. Я. Комментарии // Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. в 14 тт. Т. 2 / Под ред. В. В. Гиппиуса. М.; Л.: АН СССР, 1937. С. 679–760.

Аксаков С. Т. История моего знакомства с Гоголем. М.: АН СССР, 1960.

Анненкова Е. И. Гоголь и Аксаковы: Лекция. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1983.

Анненкова Е. И. Гоголь и братья Аксаковы: славянский вопрос в историко-культурной перспективе // Гоголь и славянский мир. Шестнадцатые Гоголевские чтения. М.; Новосибирск: Новосибирский изд. дом, 2017. С. 43–53.

Виноградов И. А. Гоголь о единстве славян // Гоголь и традиционная славянская культура. Двенадцатые Гоголевские чтения. Новосибирск: Новосибирский изд. дом, 2012. С. 20–27.

Виноградов И. А. Феномен западничества в славянофильстве: взгляд Гоголя // Литературный факт. 2019. № 2. С. 189–224.

Вукићевић Ђ. Русская Беседа // Србскiй Летописъ. 1860. № 101. С. 187–199.

Гильфердинг А. Ф. Босния в начале 1858 года // Русская беседа. 1858. Т. 3. С. 1–58.

Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. в 14 тт. Т. 8 / Под ред. Н. Ф. Бельчикова, Б. В. Томашевского. М.; Л.: АН СССР, 1952a.

Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. в 14 тт. Т. 9 / Под ред. Н. Ф. Бельчикова, Б. В. Томашевского. 1952b.

Гоголь Н. В. Собр. соч. в 9 тт. Т. 8 / Сост. и коммент. В. А. Воропаева, И. А. Виноградова. М.: Русская книга, 1994.

Данилевский Г. П. Знакомство с Гоголем. (Из литературных воспоминаний) // Исторический Вестник. 1886. № 12. С. 473–503.

Дудзинская Е. А. Русские славянофилы и зарубежное славянство // Методо­логические проблемы истории славистики / Редкол.: С. Б. Бернштейн, В. А. Дьяков, В. И. Злыднев и др. М.: Наука, 1978. С. 261–281.

Кривонос В. Ш. Гоголь. Проблемы творчества и интерпретации. Самара: СГПУ, 2009.

Манн Ю. В. Гоголь между славянофилами и западниками: опыт примирения // Гоголь и славянский мир. Шестнадцатые Гоголевские чтения. М.; Новосибирск: Новосибирский изд. дом, 2017. С. 54–59.

Пирожкова Т. Ф. Славянофильская журналистика. М.: МГУ, 1997.

Погодин М. П. Отрывки из писем, о положении славян в Европе, М. П. Погодина к министру народного просвещения по возвращении из путешествия в 1839 и 1842 гг. // Русская беседа. 1859. Т. 1. С. 53–88.

Ровнякова Л. И. Борьба южных славян за свободу и русская периодическая печать (50–70-е годы XIX века). Л.: Наука, 1986.

Хомяков А. С. Предисловие // Русская беседа. 1856. Т. 1. С. I–VI.

Хомяков А. С. К сербам: Послание из Москвы. Лейпциг: У Франца Вагнера, 1860.

Хомяков А. С. Сочинения в 8 тт. М.: Университетская тип., 1900.

Хомяков А. С. Сочинения в 2 тт. Т. 2 / Сост., вступ. ст., подгот. текста, прим. В. А. Кошелева; под ред. Е. В. Харитонова. М.: Медиум, 1994.

Хоружий С. С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 1994.

Чаадаев П. Я. Полн. собр. соч. и избр. письма в 2 тт. Т. 1 / Сост. и коммент. С. Г. Блинова и др.; вступ. ст., отв. ред. З. А. Каменский. М.: Наука, 1991.

Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч. в 15 тт. / Под общ. ред. В. Я. Кирпотина, Б. П. Козьмина, П. И. Лебедева-Полянского и др. Т. 10. М.: Гос­литиздат, 1951.

Языков Н. М. Письмо Языкову А. М. 15 января 1842 года, Ганау // Литературное наследство. Т. 58: Пушкин, Лермонтов, Гоголь / Гл. ред. А. М. Еголин. М.: АН СССР, 1952. С. 610.

Цитировать

Сартаков, Е.В. Был ли Гоголь писателем-славянофилом? Взгляд из Сербии / Е.В. Сартаков // Вопросы литературы. - 2024 - №1. - C. 57-71
Копировать