№2, 1962/Обзоры и рецензии

Будущее, каким мы его видим

Ю. Рюриков, Через 100 и 1000 лет. Человек будущего и советская художественная фантастика, «Искусство», М. 1961. 112 стр.

Книга Ю. Рюрикова «Через 100 и 1000 лет» – это живой разговор, в котором раздумья о человеке будущего связаны с теми войсками, что ведутся в области фантастического романа. Сжато и энергично набрасывается » книге путь развития советского фантастического романа, имеющего и прекрасные взлеты – «памятники мечты» (например, фантастические романы А. Толстого), и, к сожалению, не столь уж малочисленные памятники «теории предела» – книги, фантастика которых крайне приземлена. Это служит как бы вступлением к размышлению о больших проблемах, все явственнее выдвигаемых жизнью перед романистами, о перспективах и возможностях литераторов, пишущих о будущем.

Фантастический роман, создаваемый писателями всех стран и континентов в условиях различных социальных систем, – это широкое поле размышлений о будущем, поле, где скрещиваются мечи, сшибаются разные, иногда совершенно противоположные концепции человеческого прогресса, Возникают десятки важнейших вопросов: как будет -решаться через столетия вопрос о личности и обществе, как изменится облик человека, насколько расширится могущество его мысли, как изменится его духовная и нравственная сфера?

Эти и многие другие сложные вопросы ставит и Ю. Рюриков.

Раздумья о будущем не терпят поверхностности, они Должны быть серьезны. Именно этой серьезностью, внимательностью, стремлением не отвергать с порога любые соображения, предварительно не проанализировав их, отличается книга Ю. Рюрикова, Почему обитатель «голубых городов будущего» не будет ни изнеженным элоем, ни чудовищным морлоком? Не потому, конечно, что большая и безволосая голова на тонких ножках попросту некрасива: эстетика может тоже измениться. Автор исходит из коренных закономерностей развития общества, осмысления его пути к высшим ступеням коммунизма, где, как говорил К. Маркс, «самобытное и свободное развитие индивидов перестает быть фразой». Сам характер жизни и общественных взаимоотношений будущего окажется подчиненным задаче формирования человека гармонического, и это сделает невозможной любую гипертрофию человека, в том числе и ту, о которой говорят иные романисты.

А как быть с такой важной проблемой будущего, как разделение труда? Ю. Рюриков приводит размышления Курта Ласовица, рисующего время, когда «объем знаний колоссально возрос… ума одного человека не хватает, чтобы объять их, и науку приходится раздробить на самые узкие специальности». Что это? Значит, над гармоническим человеком грядущей эпохи нависла угроза превращения в человека-винтик? Но ведь с ростом знаний, справедливо замечает автор, будут расти и возможности человека. К тому же сами знания, их система не останутся прежними. Ю. Рюриков замечает, что уже в довоенном фантастическом романе Ю. Долгушина «Генератор чудес» показано «срастание» биологии и физики (оно есть и в жизни). И это объединение наук качественно изменит и, по-видимому, «сконцентрирует» и упростит систему научного познания мира.

С этими интересными рассуждениями можно спорить – ведь процесс выработки единого метода, процесс интеграции наук противопоставлен как новый этап их дифференциации, которая, по слову автора, «подходит к своему концу». По-видимому, формирующееся единство не может окончательно заменить поиски и развитие отдельных «частичных» наук, как немыслим синтез без анализа, дедукция без индукции и т. д. И тем не менее идея качественных изменений в системе знаний, которые «пойдут рука об руку с переменами в человеческом мышлении», представляется справедливой и плодотворной.

Раздумья о человеке будущего приобретают наиболее широкий характер в главках «Счастье быть гармоничным», «Законы сознания «человека-оркестра», «Человек-художник, мир его образов и эмоций», «Гуманизм грядущего человека». Гуманистический спор о том, чем же будет человек – существом, порабощенным машиной, или истинным властелином природы, разрешается здесь на примере романа И. Ефремова «Туманность Андромеды».

Перед нами возникает будущее человечество эпохи «Великого кольца», наша планета, где все ее жители – свободные члены коммунистического общества, где давно изжиты голод, нужда, войны, эпидемии, неравенство. Это общество, где люди стали специалистами-универсалами, развивают все свои таланты. Небывало возрастает емкость их восприятия, диалектичность мышления, расширяются возможности и сфера действия искусства, человеческая радость становится мерилом общественного прогресса.

Этот разговор, в котором намечается эмоциональный, нравственный аспект будущего человека, хочется продолжить. Человека будущего нужно видеть не только логически сконструированным из различных предполагаемых черт, а понять и осознать как живую, цельную индивидуальность. Между тем герой современного фантастического романа чаше всего является перед нами в свете представлений о неких общих идеальных чертах. Наверно, именно поэтому не так давно о человеке будущего и романах о нем сказал Стефан Гейм: «Я не думаю, что этот новый человек будет похож на те стерилизованные, сияющие, розовые существа, которые известны нам из фантастических романов». К этой мысли, высказанной в статье «Облик грядущего», нельзя не прислушаться.

Ю. Рюриков справедливо отмечает, что в современной нашей фантастике еще Плохо используются великие открытия реализма, в нее «с трудом входят… и другие завоевания большой литературы: изображение человека в развитии, изменении, передача внутренней логики этого развития». Жаль, что это положение автор не развернул шире.

Ю. Рюриков, приняв на вооружение ценнейшие мысли классиков марксизма, наблюдения ученых, высказывания писателей, исходя из великих достижений нашей сегодняшней жизни, стремится осмыслить проблемы далекого будущего. И было бы неправомерно требовать от автора, чтобы он, раздумывая о грядущем, решил и осмыслил все. К тому же «Через 100 и 1000 лет» – по сути одна из первых такого рода книг. Понятно: в чем-то она слишком конспективна. Но она, безусловно, примечательна как оригинальный сплав строгой анализирующей мысли и горячего дыхания мечты, составляющей душу фантастики. Она как бы возводит стапеля, с которых сойдут новые корабли. Большой фантастики, и в то же время не ограничивает дальность путешествия.

Нельзя не согласиться с автором, что путь научной фантастики проходит мимо псевдороманов о будущем, представляющих собой «приключенческие боевики, костюмированные под фантастику». Он ведет к книгам широкого социально-философского звучания, к книгам больших идей и правдивых образов. Фантастический роман будет не только «памятником мечты», но и ее могучим стимулятором, возбудителем творческой мысли строителей коммунизма.

Цитировать

Хайлов, А. Будущее, каким мы его видим / А. Хайлов // Вопросы литературы. - 1962 - №2. - C. 190-191
Копировать