№12, 1971/Обзоры и рецензии

Болгарский антифашистский фольклор

Тодор Ив. Живков, Български антифашистски песенен фолклор, Изд. на българската Академия на науките, София, 1970, 293 стр.

Этнографический институт и музей Академии наук НРБ опубликовал исследование Тодора Ив. Живкова «Болгарский антифашистский песенный фольклор». Оно посвящено 25-й годовщине социалистической революции в Болгарии.

Болгарский народ под руководством Коммунистической партии вел многолетнюю героическую борьбу против фашизма и монархии, за это время были созданы многие фольклорные произведения, в которых он запечатлел свои думы и чаяния, создал образы борцов за свободу, славил Советский Союз, своего верного друга, и его Советскую Армию, победы которой принесли освобождение Болгарии.

Антифашистский фольклор занимал исключительно большое место в борьбе трудящихся Болгарии. Обусловлено это было тем, что, как пишет автор работы, в 1922 – 1944 годы, в буржуазное время, болгарские композиторы, естественно, не могли создавать массовых антифашистских песен. Такие песни создал народ.

Первые, единичные, записи антифашистского фольклора были сделаны вскоре после Сентябрьского восстания 1923 года. Систематически собирать, публиковать и изучать антифашистскую народную поэзию фольклористы начали после победы социалистической революции.

Значительную помощь, пишет Тодор Ив. Живков, им оказала советская фольклористика, проявляющая постоянный интерес к современной народной поэзии, к процессам, происходящим в ней. Характерно, что свое исследование Тодор Ив. Живков начал писать в Советском Союзе. В предисловии к книге он благодарит сотрудников сектора фольклора Института русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР за научную помощь.

Рецензируемая книга – первое большое исследование болгарского антифашистского фольклора. В ней проанализирован огромный фактический материал, опубликованный и рукописный. Кроме записей своих предшественников и коллег, Тодор Ив. Живков использует песни, записанные им самим. (В августе 1971 года в Софии Тодор Ив. Живков рассказывал автору рецензии, что он, желая собрать побольше произведений, а также выяснить особенности их создания и бытования, исходил сотни сел, встречался с тысячами людей.)

Антифашистский фольклор Тодор Ив. Живков рассматривает в историческом плане, что отражено и в названии глав: «Антифашистский песенный фольклор с 1923 по 1941 г.», «Массовое и фольклорное песенное творчество в период вооруженной борьбы болгарского народа против фашизма (1941 – 1944 гг.)», «Антифашистская песня после 9.IX.1944 г.».

Несмотря на подобное построение, исследование Тодора Ив. Живкова не является историко-фольклорным – в нем поставлены и решаются проблемы, имеющие общетеоретическое значение. Среди них: роль индивидуальных и коллективных форм творчества в создании современной народной поэзии, традиция и новаторство, историческая действительность и фольклор, взаимовлияние песенного творчества разных народов, проблемы фольклора, созданного рабочими, и др.

Автор устанавливает, что болгарские песни создавались и создаются индивидуально и коллективно, устно и письменно, на основе старых народных традиций и с использованием опыта профессиональных писателей. Значительное место в устном репертуаре занимают произведения известных авторов: одна часть песен прошла процесс фольклоризации, другая исполняется без изменений. Наблюдаются, конечно, и различия: не в каждой местности или среде процессы создания новых произведений одинаковы. Это хорошо показано в книге.

Аналогичные явления наблюдаются и в советском фольклоре (они описаны в специальной литературе). Из этого можно заключить, что в странах, где трудящиеся поднялись на борьбу за свою свободу, завоевали власть и строят социализм и коммунизм, в устной народной поэзии происходят, в общем, одинаковые процессы.

В книге внимательно прослежена история развития болгарского антифашистского фольклора. Для воплощения новых тем, создания образов героев антифашистской борьбы недостаточно было художественно-изобразительных средств, выработанных только в крестьянской среде. И народ создавал новые традиции, используя свой старый опыт и опыт других народов. Автор это убедительно показывает, анализируя богатый песенный материал.

Значительное место в рецензируемой книге уделено проблеме бытования в Болгарии песен других народов, прежде всего русских. Автор проделал большую работу по выявлению русских песен, которые исполняли болгары. Болгарские антифашисты поли дореволюционные песни и песни периода революции и гражданской войны, советские песни и песни на слова русских поэтов, в оригинале и в переводе на болгарский язык, на их мелодии создавали свои песни. Любимая песня болгарских антифашистов, получившая большую популярность, – «В Софии, в Черной мечети» – перевод стихотворения Ф. Глинки «Песнь узника». Тодор Ив. Живков пишет, что эта песня в течение двух десятилетий антифашистской борьбы была спутником многих революционеров. Так же популярна была и песня на слова, взятые из стихотворения Н. Огарева «Арестант».

Тодор Ив. Живков внимательно проанализировал все, что касается распространения в Болгарии русских и советских песен, проследил их судьбу, выяснил их роль в жизни болгар, в развитии их песенной культуры.

Объясняя причину большой популярности в Болгарии советских песен, автор книги пишет: «В советской песне международный пролетариат находит отражение своего идеала нового общества, она будит чувства и мысли, которые его волнуют, которые близки его борьбе. Естественно, что самая лучшая почва для распространения этих песен у народов, близких в этническом отношении к русскому. Таким является болгарский народ».

В устном репертуаре болгарских антифашистов были и песни югославских партизан, в свою очередь болгарские песни исполнялись партизанами Югославии.

В заключение хочется пожелать автору при дальнейшем исследовании народной поэзии больше внимания уделять вопросам формы произведений. Произведения устной поэзии играют огромную роль в культурной жизни народа. Начало искусства слова – в фольклоре, говорил Горький. Он советовал писателям, особенно молодым, учиться писать у народа. Анализ художественно-изобразительных средств, которыми пользовались создатели антифашистских песен, изучение связи песенного творчества с художественной литературой сохраняют научную актуальность.

Книга «Болгарский антифашистский песенный фольклор» – примечательное явление в истории современной фольклористики. Она представляет большой научный интерес не только для изучающих болгарский фольклор, но и для исследователей проблем современного фольклора, для тех, кого интересуют вопросы антифашистского движения.

Цитировать

Кирдан, Б. Болгарский антифашистский фольклор / Б. Кирдан // Вопросы литературы. - 1971 - №12. - C. 259-262
Копировать