№12, 1971/На темы современности

Пути болгарской поэзии. Перевод А. Опульского

В Болгарии поэзия всегда была близка к, жизни и борьбе народа. Это можно сказать о первых наших поэтах, живших более одиннадцати веков назад, это можно сказать и о поэтах современных. В болгарской поэзии нет почвы для мистицизма и отвлеченного романтизма, а модернизм был для нее лишь скоропроходящей модой. Исторические судьбы Болгарии складывались так, что сама действительность заставляла поэтов идти вместе со своим народом. Перед ними никогда не стоял вопрос, будут или не будут они служить обществу, – это подразумевалось само собой.

Своими стихами и своей гибелью в национально-освободительной борьбе Христо Ботев стал знаменем болгарской поэзии. Яворов с винтовкой в руках ушел драться за освобождение своих порабощенных братьев. Смирненский превратил свою лирику в оружие революционного пролетариата. Вапцаров был поэтом и профессиональным революционером.

Эта святая традиция – самое большое богатство, унаследованное современными поэтами. И к какому бы поколению они ни принадлежали, они стремятся быть верны этой традиции, укрепляя ее, развивая и обогащая.

Поэзия наиболее чувствительна к переменам, происходящим в жизни, и быстрее всего откликается на них. В этом отношении современная болгарская поэзия – не исключение. Она первой угадывает ждущие своего воплощения новые темы, новую проблематику, отзываясь на то, что волнует человека сегодняшнего дня.

Борьба за актуальность, значительность тематики и за высокое мастерство – так можно было бы в самой общей форме охарактеризовать направление работы современных болгарских поэтов. Это две составляющие одного и того же эстетического уравнения, взаимозависимые и интегрированные, и хотя предстоит еще немало работать, чтобы добиться более глубокого отражения современной жизни, более высокого мастерства, в лучших своих произведениях болгарская поэзия последних лет приближается к решению самой главной своей задачи.

В современной болгарской поэзии преодолевается идейно-тематическая ограниченность, шире становится поле поиска. Лучшие болгарские поэты никогда не разграничивали в своей лирике гражданское и индивидуальное; неразрывность лично пережитого и общественного опыта – отличительная черта нашей поэзии. Но были в ее истории периоды, когда это единство разрушалось и в творчестве иных поэтов преобладали либо декларативность и схематизм, либо субъективизм. Сейчас же мы констатируем, что в нашей лирике идеи, которыми живет общество, – это все чаще и глубочайшее переживание поэта, его исповедь.

Самым разным поэтам в течение последнего десятилетия свойственно общее стремление покончить со схематизмом, преодолеть инерцию общих мест. Освобождаясь от привычки шаблонного мышления, поэзия вступила в новый этап: через исследование и осмысление действительности она пытается показать нашего современника во весь рост, многогранно и глубоко раскрыть его внутреннюю сущность. Процессы обновления жизни оказали огромное воздействие на литературу; избавившись от теоретических заблуждений, литература, и в частности поэзия, вышла на новые просторы. Поэты самого различного дарования получили широкие возможности для творчества. И в то же время ведется неустанная борьба за зрелость и чистоту мировоззрения, за правильную ориентацию в сложной современной обстановке, против всевозможных извращений наших эстетических принципов или реставрации в той или иной форме схематизма и догматизма.

Сегодня мы с удовлетворением можем отметить, что общий уровень современной поэзии значительно повысился. Она охватывает теперь более широкую общественную проблематику, она стала несравнимо богаче по ритмам и краскам.

Несколько последних лет наши поэты постоянно экспериментировали. Эти опыты дали и драгоценные открытия; эксперименты в искусстве необходимы, но они – средство, а не конечная цель, важен не сам факт, что поэт ищет, важны его художественные открытия в процессе эстетического освоения современности.

Борьба за социализм оказалась высшим испытанием человеческой веры, воли, характера; в людских судьбах запечатлелись суровые и острые конфликты эпохи. Эти конфликты, прошедшие через души людей, отобразились в стихотворениях Николы Фурнаджиева из сборника «По твоим дорогам я шел» (1958). Фурнаджиев обладал не только оригинальным поэтическим мышлением, но и способностью претворять в лирику высокого звучания те принципы и идеи, за которые боролся строивший социализм болгарский народ. В своих лучших стихотворениях последнего периода жизни он сумел передать глубинное движение жизни, добился классической ясности и строгости формы.

Классическая завершенность и строгость стиха характеризует и последние произведения Елисаветы Багряны – сборник «От берега к берегу» (1963) и еще не оконченный цикл «Контрапункты». В них поэтесса стремится уловить и выразить черты нашей многоликой современности. Стихи Багряны – это на первый взгляд рассказ об обыкновенных чувствах и мыслях рядового человека, но, читая их, все время испытываешь радость от настоящего художественного открытия. Те, для кого новаторство равнозначно манерничанью, конечно, не примут реализма или даже «прозаизма» сюжетной поэзии Багряны. Да, здесь нет потока беспорядочных и произвольных ассоциаций, нет внешних признаков современной формы. Но в классически чеканных строфах поэтессы струится поток жизни, ассоциации рождаются из идейного содержания, обогащают его и выявляют его глубину, И это содержание навеяно нашим временем, побудившим поэтессу по-новому взглянуть на пройденную ею большую дорогу, найти новые интонации и в тех стихах, что посвящены «вечным» темам.

Тайна бытия и небытия, смерти и бессмертия – тема книг Доры Габе «Помедли, солнце!» (1967) и «Невидимые глаза» (1970). Ветеран болгарской поэзии, Дора Габе давно не переживала такого творческого подъема, как в последние годы. Как и Багряна, Дора Габе идет к проблемам животрепещущей современности через поэтически углубленное осмысление собственного жизненного пути. Это придает философскую значимость поэтическим обобщениям и вместе с тем сообщает каждому стихотворению тепло лично пережитого. Философское начало возникло у Доры Габе не из размышлений над прочитанным, а из раздумий над жизнью и собственной биографией – большой, богатой и поучительной. В ее книгах чувствуется большая внутренняя свобода и, как и у Елисаветы Багряны, – поразительно острое ощущение тревог нашего времени.

Современны, от начала до конца современны чувства и мысли лирического героя стихотворений Веселина Ханчева, особенно в книге «Лирика» (1960). Эта книга полна размышлений о судьбе нового человека в нашем веке, о его благородных порывах, о крутых дорогах, по которым он идет, преодолевая сопротивление старого и борясь с самим собою. Стихи о Париже или цикл «Я жив!», картины Черноморского побережья или Советской земли, баллада об Освенциме, ода о Ленине – все эти произведения проникнуты активным отношением поэта к миру, коммунистическим мироощущением. Его лирика насыщена идеями и обращена к будущим поколениям.

В поэзии Николы Фурнаджиева, Елисаветы Багряны, Доры Габе и Веселина Ханчева внимание сосредоточено на внутреннем мире нового человека, на нравственно-психологических проблемах личности. Если некогда поэты удовлетворялись созерцанием новых строек с птичьего полета, сейчас их внимание поглощено жизнью современного гражданина. Этим предопределен философский и этический пафос поэзии; больше, чем когда бы то ни было, поэзия сейчас – и наступательная этика, и воюющая эстетика. Именно в этом сочетании проявляются и ее действенный гуманизм, и ее коммунистическая партийность.

Обращаясь к ранним и высшим достижениям этой поэзии, нельзя пройти мимо стихов Георгия Джагарова, который еще в «Моих песнях» (1954) высоко поднял эстетическую меру гражданской, партийной лирики. В циклах «Птицы против ветра» и «Чтобы родился человек» из второй его книги «Лирика» (1956) и в сборнике «В минуты молчания» (1958) поэт ищет ответ на нелегкие вопросы, которые ставит наша эпоха перед человеком. В его сознании неразрывны прошлое, настоящее и будущее – об этом говорит, например, «Стихотворение об одном бывшем полицейском участке, теперь превращенном в детский дом». Коммунистический, партийный подход Георгия Джагарова к жизни ощутим в каждой строке его стихов. Нравственный и эстетический максимализм предопределяет его требования к жизни и искусству, всегда близкие к требованию идеального. Многим его стихи связаны с лучшими традициями болгарской революционной лирики, в то же время они органически вливаются в поток передовой поэзии мира второй половины XX века.

Сам принцип идейности приобрел в современной поэзии новое качество. На смену призывам и декларациям пришла живая человеческая исповедь; поэзия превратилась в волнующий и долговечный художественный документ, по которому можно наглядно проследить, как формируется духовный мир нового гражданина. Об идейной вооруженности того или иного поэта мы судим по его умению глубоко проникнуть в мир нашего современника.

Огромное значение в наши дни принадлежит гражданской лирике, в которой всего нагляднее черты новаторства, всего четче проступают идейные позиции автора. Современная гражданская поэзия включает в себя и интимную и пейзажную лирику и т. п. Но подлинно современного поэта волнует не только прекрасный пейзаж или синие глаза девушки, но и политические события в Алабаме. Его сердце сжимается при известии об убийстве Хулиана Гримау и Эрнесто Че Гевара. Он счастлив оттого, что еще одна ракета устремилась к звездам.

После разочарования в конъюнктурных спекуляциях на политической теме делаются решительные попытки обновления этого жанра. Усиление читательского интереса к яркой и волнующей политической поэзии подсказывает поэтам путь к разработке самых актуальных и злободневных вопросов. И если мы спросим себя, благодаря чему выдвинулись Веселин Ханчев, Пеньо Пенев, Владимир Башев, Георгий Джагаров, Павел Матев, Димитр Методиев, Божидар Божилов, Любомир Левчев, Орлин Орлинов, то необходимо будет признать, что в их развитии как поэтов немалую роль сыграла свойственная всем им активная причастность к политическим событиям современности.

В жанре политической лирики работают теперь наши лучшие поэты, и это не может не отразиться положительно на общем идейном и художественном уровне болгарской поэзии.

Цитировать

Георгиев, Л. Пути болгарской поэзии. Перевод А. Опульского / Л. Георгиев // Вопросы литературы. - 1971 - №12. - C. 65-76
Копировать