Не пропустите новый номер Подписаться
№4, 1989/Хроники

Болдинские чтения

Традиционная конференция в Болдине прошлого года совпала с открытием после двухлетней реконструкции Болдинского Пушкинского музея. О новом – символическом – принципе построения экспозиции рассказала участникам Болдинских чтений сотрудник музея Т. Кезина. Ключевым для восприятия моментом оформления материала служит кабинет Пушкина, восстановленный по… карандашному наброску самого поэта. С генеральным планом развития музея-заповедника ознакомил его директор Г. Золотухин. По утвержденному проекту, первая очередь создания историко-культурного памятника будет завершена к 1999 году, к 200-летию со дня рождения поэта. Вторая очередь планируется к завершению до 2010 года.

Истории создания Пушкинских музеев в России с XIX века посвятила свой доклад Н. Попова (Ленинград, Всесоюзный музей А. С. Пушкина). Она поставила вопрос о соотношении культурного мифа о Пушкине (создававшегося, например, Жуковским, – см., например, известное письмо его к С. Л. Пушкину о гибели поэта) и исторических документов. Два принципа осмысления жизни и творчества Пушкина прослеживаются докладчиком не только в создании музейных экспозиций, но и в общественном сознании, в самом подходе к творческому наследию гения в современной культуре. Если в европейской традиции отдается безусловное предпочтение факту (в этой связи говорилось о Гёте), то создание и развитие музейных экспозиций в отечественной культуре, в том числе посвященных Пушкину, строится на скрещении, диалектике истории и мифа, легенды и документа.

Продолжаются исследования общих принципов пушкинской поэтики. В докладе Э. Слининой (Псков) «О языке лирики Пушкина (поэтизмы как средство художественной выразительности)» рассмотрено эстетическое значение условно-поэтических языковых формул пушкинского времени. Сложившаяся поэтическая фразеология переосмысляется и пересоздается Пушкиным: от многоступенчатых словесных формул лицейской лирики, характеризующих конкретного человека – друга, поэта, лирического адресата, – до простых и в то же время символически значимых эпитетов в лирике 30-х годов. О значении поэтики Пушкина для русской литературы последующих эпох говорилось в докладе Л. Киселевой «Пушкинские начала в поэтическом мире Шолохова». Речь шла о типологической схожести двух «эпохальных стилей».

Различным сторонам пушкинского художественного сознания посвятили свои выступления несколько ученых. В докладе А. Смирнова рассматривается ценностный статус лирического «я» в романтической поэзии Пушкина. В.

Цитировать

Горохова, Е. Болдинские чтения / Е. Горохова // Вопросы литературы. - 1989 - №4. - C. 266-268
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке