№5, 2001/Обзоры и рецензии

Боги и люди античного театра

 

Ю. Шанин

БОГИ И ЛЮДИ АНТИЧНОГО ТЕАТРА*

В. Н. Ярхо, Древнегреческая литература. Трагедия, М., «Лабиринт», 2000, 352 с.

 

Еще недавно считавшееся хрестоматийным утверждение о том, что, мол, художественная литература обязана отражать жизнь, сегодня аксиомой уже не является.

Тем не менее, когда литература эту самую жизнь все же отражает (да еще отражает правдиво и талантливо), – читатель бывает взволнован и вполне удовлетворен.

Если же речь идет о литературе античной, то реалистическая правдивость не только полезна, а и необходима: мы узнаем, как существовали, действовали и мыслили те, кто жил за много веков до нас. Особенно же когда дело касается античного мира.

Виктор Ноевич Ярхо – один из авторитетнейших антиковедов нашего времени. Его новая книга посвящена рождению и развитию древнегреческой трагедии. На титульном листе значится: «Собрание трудов». Этот обобщающий заголовок относится ко всей задуманной серии книг-исследований. В этот проект (как принято говорить ныне), кроме уже названного, входят такие тома: «Эпос. Ранняя лирика», «Греческая и греко-римская комедия», «Античные авторы в России», «Обретенные страницы. История древнегреческой литературы в новых папирусных открытиях». Но вернемся к рецензируемому тому… Это несомненно монография. Статьи и доклады объединены главной темой: становление личности эллина. Или, если употребить популярное слово, – становление древнегреческого менталитета.

И хотя сюжеты рассмотренных трагедий чаще всего мифологические или эпические, этапы совершенствования реальной человеческой психологии (да, именно человеческой, а не божественной!) очевидны.

Благодаря искусному литературоведческому анализу мы совершаем путешествие на «машине времени». По воле автора гармонично и логично объединяются филология, история, этнография, этика и, наконец, уже упомянутая психология…

Двадцать пять веков тому назад персидские войска начали почти триумфальное шествие по землям малоазийской и материковой Эллады. Греческие государства-полисы имели боеспособные армии. Но, увы, не были едины, действовали разрозненно и порой выжидали, не потерпит ли поражение от персов сосед-конкурент. Примерно так, как это делали русские князья во времена татаро-монгольского нашествия.

Кроме того, армия персов всегда имела весьма ощутимый численный перевес. Роковую роль сыграло и то обстоятельство, что после первых побед агрессора религиозные греки решили: раз враги побеждают, значит – бог на их стороне. И следовательно, сопротивляться бессмысленно. После чего богобоязненные эллины, как говорится, сложили руки и приготовились сдаться на милость победителя. Но, к счастью, не все.

Рискуя прогневить богов, против полчищ Дария решились выступить афиняне. По одним данным, их было в восемь, а по другим – даже в двенадцать раз меньше, чем воинов персидского царя. Тем не менее, свободолюбивые, в высшей степени тренированные и отважные, они пренебрегли кажущейся (а для многих – очевидной) волей божеств и в 490 году до н. э. под водительством Мильтиада нанесли персам сокрушительное поражение при Марафоне.

И хотя греко-персидские войны длились еще полвека, эллины доказали, что во многом они достойны своих богов…

В монографии В. Ярхо последовательно изучен путь, который прошли герои трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида, учась постепенно повиноваться не только божеским указаниям, но и велениям собственной души.

После предисловия и вступительной статьи («Мировоззрение поэта и ответственность героя в древнегреческой трагедии») следуют три очерка о творческих принципах «отца трагедии»: «На рубеже двух эпох (Эсхил)». «Размышление и решение Пеласга в трагедии Эсхила «Просительницы» и «Эсхил у начал греческой риторики». Затем следует софокловский триптих: «Трагический театр Софокла», «Эдипов комплекс» и «Царь Эдип» Софокла (о некоторых психоаналитических интерпретациях древнегреческой трагедии)» и, наконец, «Софокл. «Электра». Вторая половина книги посвящена драматургии Еврипида и теоретической конкретике древнегреческого театра.

Автор консервативен в самом хорошем смысле этого слова. Да, В. Ярхо – не поклонник структурализма, равно как и постструктурализма. Абсолютно чужд ему и современный деконструктивизм, что совсем не мешает ученому быть современным.

Разумеется, этические и эстетические нормы античности весьма отличны от современных.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2001

Цитировать

Шанин, Ю. Боги и люди античного театра / Ю. Шанин // Вопросы литературы. - 2001 - №5. - C. 343-348
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке