№4, 2009/Литературное сегодня

Битвы за классику

Мода на экранизацию классики началась с сериала «Идиот» (РТР, 2003), с его победы на всех фронтах. Беспрецедентная рекламная кампания, рекордный на тот момент сериальный бюджет (2,5 млн. долларов), десять серий в прайм-тайм (плюс утренние повторы) — все это в полной мере оправдалось. «Деликатес», «блюдо для гурмана»1, — восхищались критики. «Он (режиссер сериала А. Бортко. — М. С.) <…> сумел сохранить главное: дух Достоевского»; «Новая версия «Идиота» <…> приближена к сути дела»2, — признавали литературоведы. Рейтинг экранизации превзошел самые смелые прогнозы: 25,3 % в среднем по России, 33,3 % в Москве (почти в два раза больше, чем набрал демонстрировавшийся тогда по Первому каналу детективный сериал «Убойная сила»); во многом благодаря «Идиоту» РТР в то время опередил своего конкурента ОРТ в борьбе за зрителя (21,3 % против 17,6 % в мае 2003 года)3. «Идиот приходит в каждый дом», — подытоживали газетные заголовки4.

Во время и после премьеры многие увидели в успехе сериала настоящий культурный прорыв. По данным розничной сети «Топ-книга», продажи романа Ф. Достоевского в мае 2003 года выросли в четыре раза, а в июне — еще на 50 %. Мощный резонанс, вызванный этой экранизацией, провоцировал преувеличенные оценки («По ходу пьесы нация принялась читать «Идиота»»5) и слишком оптимистические прогнозы («Если следовать заданному авторами курсу, то недалек тот час, когда население бывшей «самой читающей страны» вернется к осознанию того простого факта, что в России существует Великая Литература»6).

Важно отметить при этом, что все завоевания «Идиота» были добыты самыми традиционными средствами. Режиссер В. Бортко воспользовался очень простым и вместе с тем действенным рецептом: не пытаться бежать впереди классического текста, а идти за ним. Действительно, романы Достоевского, с их установкой на театральность (пометка: «изобразить сценами, а не словами» — не раз встречается в черновиках «Идиота»), «практически без изменений готовы для того, чтобы стать сериалами»7. Поэтому надо безраздельно подчинить сценарий самому роману и найти актеров, которые смогли бы вдохнуть в него сценическую (экранную) жизнь. Все это и было аккуратно выполнено: видимо, в наше время без Е. Миронова и И. Чуриковой невозможно ни одно серьезное начинание в кино или на телевидении; О. Басилашвили и И. Ильин дополнили актерский ансамбль. Смею предположить, что столь же аккуратно постановщик «Идиота» продолжал в интерпретации Достоевского линию Е. Ташкова с его блестящим шестисерийным «Подростком» (1983). Получается, что признание публики и специалистов сериалу Бортко обеспечили не революционные решения, а уважение к классике, изучение опыта предшественников и курс на преемственность.

Когда «Идиот» прогремел по России, в этом, конечно, захотелось увидеть новую тенденцию. Как предвидел А. Немзер, успех Бортко, «вероятно, подвигнет режиссеров и, что важнее, телебоссов на новые экранизации классики. Оно и славно. Только хотелось бы напомнить: удачи не всегда тиражируются»8. На оптимизм настраивали и заявления телепродюсеров; так, В. Троепольский заверил после демонстрации сериала: «Мы решили стать чуть более интеллигентными, наметили вектор своего движения в сторону BBC. Канал, оставаясь семейным, ориентированным на широкую аудиторию, старается в то же время привлечь чуть более продвинутых, образованных и интеллигентных зрителей»9.

Что сбылось и что не сбылось из этих прогнозов и ожиданий? Наметившийся бум действительно разразился — через два года. 2005 год стал, пожалуй, пиком литературных сериалов. Тогда невольно вспомнились славные битвы Первого канала с НТВ 90-х годов: вновь Добродеев против Эрнста, менеджерские маневры, сводки рейтингов, военная терминология рецензентов: «звездные войны», «бодался «Теленок» с Солженицыным». Но только теперь уже битвы велись — тем же Первым каналом и РТР — вокруг классики.

  1. Боссарт А. В сухом остатке — Достоевский // Новая газета. 2003. № 33.[]
  2. Волгин И. Остановите Парфена // Литературная газета. 2003. № 23-24. Даже недоброжелатели сериала не могли обойтись без хвалебных оговорок — вроде «блестящий актерский ансамбль» (Касаткина Т. Врожденный порок экранизации // Литературная газета. 2003. № 25).[]
  3. См.: Винокурцева Е. Одно слово — «Идиот». Как «Россия» заработала рейтинг с помощью «образовательного» сериала // Маркетинг журнал 4p.ru (http://www.4p.ru/main/theory/2769/).[]
  4. Москвина Т. Идиот приходит в каждый дом // Московские новости. 7 июня 2003 (http://www.emironov.ru).[]
  5. Волгин И. Указ. соч.[]
  6. Камиров И. «Идиот» блестяще выполнил великую миссию // http://www.utro.ru/articles /2003/05/29/202491.shtml[]
  7. Мнение К. Разлогова (http://www.proline-film.ru/press/2006/ 12/01/198.html).[]
  8. Немзер А. Мышкины и другие // Время новостей. 2 июня 2003 (http://www.emironov.ru/page.php?b=6&nm=revidiot11)[]
  9. См.: http://www.4p.ru/main/theory/2769/[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2009

Цитировать

Свердлов, М.И. Битвы за классику / М.И. Свердлов // Вопросы литературы. - 2009 - №4. - C. 105-114
Копировать