№4, 2009/Книжный разворот

Ю. В. Манн. Творчество Н. В. Гоголя: смысл и форма

 

Новая книга выдающегося исследователя творчества Гоголя включает в себя классическую монографию «Поэтика Гоголя» и три десятка примыкающих к ней статей, объединенных в раздел «Вариации к теме: традиции и параллели». Большая их часть публиковалась в научной периодике и академических сборниках последних десятилетий, но собранные вместе, под одной обложкой с «Поэтикой», они составили внушительный свод трудов, превышающий объем самой монографии и охватывающий все пространство гоголевского творчества — от «Ганца Кюхельгартена» до «Размышлений о Божественной литургии». Музыкальный принцип построения книги, в которой каждая статья является углублением и развитием основной темы гоголеведческих штудий автора, позволяет увидеть движение исследовательской мысли во времени, в ее соотношении с различными подходами к проблемам поэтики писателя и глубинным смыслам его творчества.

Основные тенденции в изучении поэтики Гоголя в XX веке определили два этапных исследования — «Мастерство Гоголя» Андрея Белого (1934) и «Поэтика Гоголя» Ю. Манна (1978). Блестящая книга Белого была своего рода энциклопедией художественных форм и приемов, описывающей архитектонику поэтического мира Гоголя. Ю. Манн изменил масштаб и фокус исследования. Он вывел на первый план важнейшие универсалии гоголевского творчества и наглядно показал, как соотносятся в нем на уровне поэтики такие категории, как реальное и фантастическое, духовное и физическое, рациональное и алогичное, комическое и трагическое. Предметом его исследования было не только своеобразие художественных форм Гоголя, но в первую очередь — их онтологическая семантика. Именно этот аспект гоголевской поэтики становится доминирующим в новой книге ученого.

Вариации к ее главной теме сосредоточены вокруг таких граней художественного мира писателя, как природа его смеха, отношение к смерти, проблема человека, специфика гротескного стиля, соотношение эпического и драматического начал, жанровое новаторство и отношение к традиции. Развернутый характер получили обозначенные ранее параллели с Данте, Пушкиным, Достоевским, Кафкой. Два блока статей посвящены художественным принципам драматургии Гоголя и поэтике «Мертвых душ».

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2009

Цитировать

Гольденберг, А. Ю. В. Манн. Творчество Н. В. Гоголя: смысл и форма / А. Гольденберг // Вопросы литературы. - 2009 - №4. - C. 488-489
Копировать