№3, 1986/История литературы

Безыдеальная эстетика

Борьба демократии и либерализма, как неоднократно отмечал В. И. Ленин, определяла основное содержание идейной (в том числе и эстетической) полемики в пореформенной России1. Борьба была сложной, шла с переменным успехом. Анализируя сегодня ее перипетии, мы можем наблюдать одно любопытное явление: в периоды спада революционной ситуации, «долгого застоя», как называл такие периоды Чернышевский 2, в литературе появлялись деятели, которые, формально продолжая линию революционно – демократической критики (и субъективно считая себя ее прямыми наследниками), на самом деле выразили тенденцию своеобразной либерализации демократических концепций. Разобраться в этом явлении, осмыслить его (на материале деятельности достаточно репрезентативной фигуры) представляется необходимым – хотя бы в связи с продолжающимися дискуссиями по поводу эстетического наследия революционеров-демократов, не говоря уж о важности создания целостной картины общественно-эстетической и литературной борьбы во второй половине прошлого века.

Рубеж 60 – 70-х годов XIX века в России был именно таким периодом «спада», «долгого застоя». Энгельс следующим образом характеризовал его: «…Правительство снова повернуло назад. Жестокие репрессии вновь стали в порядок дня. Печати заткнули рот; политические заключенные были переданы особым судам, состоящим из подобранных для этой цели судей; с местными и провинциальными собраниями перестали считаться, Но было уже поздно. Правительство, проявив однажды признаки испуга, потеряло свой престиж… Обсуждение общественных вопросов, хотя бы в частном кругу, вошло в привычку в среде образованных классов. Наконец, и правительство, при всем своем стремлении возвратиться к необузданному деспотизму царствования Николая, все же пыталось сохранять, перед лицом Европы, видимость либерализма, введенного Александром. Следствием этого явилась система колебаний и нерешительности: сегодня делают уступки, завтра берут их обратно, потом снова…»3.

В демократическом лагере в это время исчезают сильные бойцы, которые, говоря словами Писарева, «уверены в себе и любят живою, сознательною любовью свои идеалы»##Д. И. Писарев, Сочинения в 4-х томах, т. 4, М.

  1. См.: В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 20, с. 174 – 175.[]
  2. Н. Г. Чернышевский, Полн. собр. соч. в 15-ти томах, т. VI, М, 1949, с. 12.[]
  3. К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 19, с. 145. []

Цитировать

Кантор, В.К. Безыдеальная эстетика / В.К. Кантор // Вопросы литературы. - 1986 - №3. - C. 137-167
Копировать