№6, 1962/Письма в редакцию

Без должной серьезности

Не так давно на прилавках магазинов появилась книга «Грузии сыны» 1 -. сборник научно-популярных очерков, изданных в серии «Жизнь замечательных людей» и посвященных выдающимся деятелям грузинского народа. Издательство «Молодая гвардия» предполагает издать целую серию таких книг. Задумано большое и нужное дело: самый широкий читатель получит возможность ознакомиться с наиболее значительными явлениями истории и культуры братских народов Советского Союза.

Читаешь книгу «Грузии сыны» – и как бы мысленно перелистываешь золотые страницы славного прошлого одного из древнейших народов нашей родины. Перед глазами встают картины многовековой героической борьбы грузинского народа за свое национальное и социальное освобождение. Читатель знакомится с достижениями богатейшей грузинской литературы, музыки, театра, живописи, науки, с революционными традициями народа. Сборник можно назвать не только книгой о, сынах Грузии, но и волнующей летописью дружбы двух братских народов – русского и грузинского, той дружбы, которую издревле питали грузины к своим русским собратьям. Авторам в большинстве случаев удалось передать эту характерную особенность истории Грузии и ее культуры.

В сборник включено Двадцать девять очерков. Здесь хочется остановиться лишь на материалах, посвященных деятелям грузинской литературы. Эти очерки занимают в сборнике заслуженно почетное место – их четырнадцать. Среди них мы найдем ряд живо, талантливо написанных и в то же время строго научных, документально обоснованных очерков. Они принадлежат перу известных писателей и критиков: акад. Г. Леонидзе («Сулхан-Саба Орбелиани»), С. Чилая («Акакий Церетели»), Б. Жгенти («Пламенный Илья» и «Эгнате Ниношвили»), Г. Натрошвили («Щит горцев» – об А. Казбеги), В. Замбахидзе («Нико Николадзе») и др. Знание материала и умение подать его читателю чувствуются и в очерках Э. Елигулашвили («Мухамбази» – о Г. Орбелиани), С. Гвелесиани («Важа Пшавела»).

Однако, внимательно ознакомившись с материалами сборника, нельзя не предъявить серьезный счет редакции: она недостаточно продумав» отнеслась к подготовке книг». Не все авторы подошли с должной серьезностью к делу, некоторые из них проявили явную небрежность в обращении с фактами. Возьмем, например, очерк Н. Микава о Руставели. Как известно, наука не знает точной биографии великого поэта и мыслителя. Поэтому не удивительно, что Н. Микава построил свой очерк на легендах. Но, наряду с известными легендами о гениальном поэте, он, к сожалению, включил в очерк «легенды» собственного сочинения. К ним нужно отнести всю ту часть очерка, где говорится об особой любви поэта к морю и о том, что он начал писать стихи у Черного моря (стр. 22), описание турнира в честь окончивших Гелатскую академию ученых витязей (стр. 23), сказку, якобы рассказанную поэтом Тамаре (стр. 27), взаимоотношения Тамары и Демны (стр. 29), описание плавания Руставели по Босфору (стр. 30) и Др. Эти «легенды» хоть и красивы, но далеки от известных нам сведений о Руставели.

В ряде случаев чувствуется просто недостаточное знание материала. В том же очерке Гелатская академия названа почему-то академией в Колхиде (стр. 21). Когда речь заходит о Колхидской риторической школе, то обычно имеется в виду культурный центр IV века, который никак нельзя смешивать с Гелатской академией. На стр. 22 автор утверждает, что Руставели ознакомился в Гелати «с нотными знаками для записи музыки Георгия Мерчуле». Замечу, что история до сих пор не знает ни музыки Мерчуле, ни его нотных знаков. Правда, сравнительно недавно видный исследователь грузинской Культуры П. Ингороква сделал интересную попытку расшифровать нотные знаки в сборнике Микеля Модрекили (X век), но эта работа никакого отношения не имеет к Георгию Мерчуле. Совершенно непонятно, почему Н. Микава присвоил царю Георгию III прозвище «Львиное Сердце» (стр. 29), где находилась та Каджетская крепость, в которую, по словам автора очерка, была заточена царица Тамара (стр.29). Вызывает удивление-утверждение автора о том, что аристократы Грузии «основывали академии странствующих поэтов и мыслителей» (стр. 32). Таких академий история не знает. Нам известно, к примеру, что Давид Строитель устраивал убежища для иностранных деятелей культуры, но их нельзя смешивать с академиями. Непонятно, почему Тамара должна была видеть в Руставели «политического противника»: ведь рыцарская идеология великого творения поэта вполне соответствует духу эпохи Тамары. Наконец, вовсе не возможно поверить автору, одним росчерком пера объявляющему Грецию местом создания «Витязя в тигровой шкуре» (стр. 32). Кто же подсказал подобные сведения Н. Микава? Скорее всего собственная фантазия, или «импровизация», как он сам говорит на стр. 113.

  1. »Грузии сыны», «Молодая гвардия», 1961, 615 стр. Составитель Н. Микава. []

Цитировать

Богомолов, И. Без должной серьезности / И. Богомолов // Вопросы литературы. - 1962 - №6. - C. 191-195
Копировать