Бестиарий ненависти: Коллективная монография / Сост. Алиса Львова. Тула: Аквариус, 2021. 270 с.
Коллективная монография «Бестиарий ненависти» составлена по материалам научной конференции, состоявшейся в январе 2020 года в РГГУ. «Бестиарная» встреча проходила уже в девятый раз в рамках проекта «RES et VERBA» благодаря усилиям О. Довгий и А. Махова.
Монография включает в себя главы сотрудников МГУ, РГГУ, ИМЛИ, Института истории естествознания и техники РАН, РАНХиГС, МПГУ, МГЛУ, Литературного института имени А. М. Горького, Московского государственного объединенного музея-заповедника, Белградского университета, а также работы независимых исследователей. В издании приняли участие литературоведы, лингвисты, культурологи, искусствоведы, историки. Все главы объединяет единая тематика — выражение ненависти на языке бестиарных образов.
Как отмечается в предисловии, самое трудное при составлении бестиарных выпусков — необходимость объединить представленные материалы в несколько частей или разделов. Безусловно, классификация облегчает читателям восприятие разнообразного материала, и составители справляются с этой задачей: выбранный композиционный принцип учитывает специфику источников (литературные и визуальные), географическую принадлежность (Западная и Восточная Европа), соответствие определенной сфере (литература, живопись, эзотерика). В то же время условность деления на части не мешает чтению монографии как целостного исследования, каковым, на наш взгляд, ее можно и нужно воспринимать. Главы дополняют друг друга, и внутренняя полемика, которую можно заметить при знакомстве с их содержанием, раскрывает многосторонний подход к изучению выбранной проблематики.
О двух главах, открывающих издание, — исследованиях И. Миролюбова и А. Махова — хотелось бы сказать отдельно. Они вынесены в первую часть в соответствии с принципом, сформулированным составителем: в них говорится о реальной бестиарной ненависти, проявляющейся на уровне RES, тогда как в остальных частях монографии бестиарная ненависть рассматривается на уровне VERBA (то есть речь идет не о реальных животных, а об их метафорических преломлениях). С подобной классификацией можно не согласиться, поскольку в этих главах речь идет в том числе о бестиарной образности и метафорике. Более того, именно в них задан основной круг проблем, так или иначе затрагиваемых и другими авторами.
Дискуссия, развернувшаяся на страницах монографии, начинается с главы И. Миролюбова о домашних животных римских императоров. Специфика материала требует обращения к вопросу достоверности источников, в которых соединяются исторический факт и литературные топосы. Не менее важными представляются наблюдения, касающиеся соотношения традиции и авторских смыслов. Особое значение в этом исследовании имеет обращение к зрительным образам — изображениям императоров как визуальным, так и литературным.
Визуальная тема находит продолжение в следующей главе, содержащей исследование Махова, который, обращаясь к античной бестиарной традиции, не только ссылается на тексты Плутарха и Гесиода, но и приводит сцену подводного сражения, изображенную на римской фреске. Однако визуализация не ограничивается художественными образами, — перед читателем неожиданно предстают физиогномические предложения Эразма Роттердамского и Лафатера оценить «лица» орла и крокодила как очевидные отражения их сущностей. Кроме того, Махов высказывает и другое наблюдение, находящее подтверждение буквально в каждой главе:
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2023