№2, 1966/Мастерство писателя

Бальзаковский коллоквиум

Краткие информации о Бальзаковском коллоквиуме, состоявшемся в Париже в ноябре 1964 года, тогда же публиковались в прогрессивной французской прессе. Но в полном объеме доклады и дискуссия были напечатаны позже в специальном номере ежемесячника «Эроп»1.

Это широкое научное собеседование было организовано французским Научно-исследовательским центром марксизма (Centre d’Etudes et de Recherches Marxistes) в связи с подготовкой «Истории французской литературы», которую с 1965 года начинает выпускать литературная секция CERM. С докладами выступило около двадцати французских бальзаковедов, представляющих научные институты и высшие учебные заведения Парижа, Лиона, Безансона, Экса, Монпелье, Клермона и др.

Открывая коллоквиум, известный писатель и знаток Бальзака Пьер Абраам указал на прогрессивный смысл того, что выдающиеся французские ученые различных убеждений откликнулись на призыв коммунистов объективно изучать великого национального писателя.

Обозреватель «Юманите», отмечая прямоту, страстность и актуальность споров вокруг Бальзака на коллоквиуме, подчеркнул также важность результатов этой встречи ученых. Расходясь в рассмотрении отдельных проблем, они оказались согласными в основном – в понимании Бальзака как гениального реалиста, творца грандиозных социально-исторических художественных полотен. Уже это, несомненно, является большим достижением дискуссии, проведенной CERM. Особенно если учесть, что в официальной французской науке до сих пор бытует неверная периодизация литературного процесса XIX века, согласно которой «реалистическая эпоха» начинается только с 1850 – 1860 годов.

Однако попробуем углубиться в сущность споров. Сделать это в кратком обзоре нелегко, так как в тексте «Эроп» материалы коллоквиума занимают свыше 350 страниц, содержание которых и тематически и методологически довольно пестро. Не только ученые-коммунисты, но и далекие от них по образу мыслей докладчики пытались занять в своем подходе к Бальзаку исторические и социологические позиции. Хотя и не всегда достигали на этом пути настоящего успеха.

Тематику всех выступлений условно можно свести к трем основным проблемам: 1. Отражение исторической действительности в «Человеческой комедии»; 2. Противоречия мировоззрения Бальзака; 3. Бальзак-художник.

С первой проблемой преимущественно связаны доклады Жанны-Мари Бурде («Маленький провинциальный город в «Человеческой комедии»), Мориса Бувье-Ажена («Финансовые операции дома Нусингена»), Бернара Гюйона («Бальзак – глашатай нарождающегося капитализма»), Пьера-Жоржа Кастекса («Возвышение Гранде»), Ролана Вейля («Бальзак и газетная хроника») и др. По второй выступили Анни Юберфельд («Кризис 1831 – 1833»), Жан Брюа («Бальзак и французский рабочий класс»), Пьер Барбери («Бальзак и демократия»), Морис Регар («Бальзак и иностранная политика») и т. д. Третья проблема, в сущности, была едва намечена. Специально ей посвящена только работа Анри Миттерана – «О стиле Бальзака». И кроме того, доклад единственного иностранного гостя коллоквиума2 – известного чешского бальзаковеда Яна О. Фишера – «Реализм и приемы»…

Бальзак – свидетель своей эпохи – одна из проблем, легко объединившая марксистов и немарксистов. Многие доклады на эту тему располагают к себе добросовестностью наблюдений, глубоким знанием фактов. Почти в каждом из них приводятся выдержки из трудов Маркса и Энгельса, подтверждающие историческую достоверность лучших произведений Бальзака, их громадное познавательное значение. Ж. -М.

  1. »Europe», Janvier – Février, 1965. Colloque Balzac. []
  2. П. Абраам от имени CERM выразил глубокое возмущение по поводу того; что ученым ГДР, пожелавшим выступить на коллоквиуме, французское правительство отказало в визе.[]

Цитировать

Якимович, Т. Бальзаковский коллоквиум / Т. Якимович // Вопросы литературы. - 1966 - №2. - C. 206-209
Копировать