№10, 1958/На темы современности

Азербайджанская проза сегодня

Последние два-три года были «урожайными» в азербайджанской прозе. Только за один 1956 год появилось пять крупных произведений: «Разные пути» – И. Шихлы, «Разлука» – Б. Байрамова, «Сердечные друзья» – А. Велиева, «В объятиях волн» – М. Сулейманова, «Зимняя ночь» – С. Кадирзаде. Характерно, что все они касаются проблем современной жизни и в центре всех пяти романов стоят образы наших современников. Присмотримся же к ним поближе, постараемся разобраться в том, какой вклад внесли эти авторы в нашу литературу, насколько удачны образы их романов. Больше всего нас интересует проблема положительного характера.

* * *

…Закончив вуз, Имран – герой романа И. Шихлы «Разные пути» – возвращается агрономом в родное село. Он полон сил, новых веяний, молодой энергии. В деревне Имран находит довольно широкое поле для своей деятельности; довелось ему столкнуться и с сильным, опасным врагом передовых начинаний – председателем колхоза. В конфликте с этим честолюбивым единовластным «хозяином» колхоза и должны раскрыться типические черты Имрана – героя, призванного воплотить в себе лучшие качества молодежи своего времени. Но автору не удалось раскрыть основные свойства характера героя. Имран больше мечтает, чем делает и убеждает своими действиями. Внутренний же мир его не настолько содержателен и богат, чтобы вызвать желание следовать его примеру. В результате проблема положительного героя не получила в романе И. Шихлы полноценного разрешения.

Писатель С. Кадирзаде, видимо, и не преследовал цели создать образ героя большой души и больших дел. В замысел автора романа «Зимняя ночь» входило изображение «среднего», «обыкновенного» человека. Главный герой произведения С. Кадирзаде – принимающий все близко к сердцу чувствительный молодой человек. Первый этап его жизни в семье со строптивой и черствой мачехой и слабохарактерным отцом вполне обусловливает такой строй его характера. Адиль терпит, негодует внутренне, но в один прекрасный день покидает семью и уезжает в Москву, где поступает на юридический факультет. Роман мог бы остаться в семейно-бытовых рамках, поскольку удачный и яркий образ мачехи Дилафруз придавал ему своеобразный колорит, определял внешний конфликт романа. Но этот семейно-психологический конфликт перерастает в общественный, когда выясняется, что отец Адиля, поддавшийся корыстолюбивым побуждениям своей жены, совершает преступление. Как же теперь ведет себя Адиль? Он знает о преступлении отца, но, как нам кажется, по самому своему складу не может выступить с его разоблачением. И если бы С. Кадирзаде следовал логике характера, а не конструировал бы искусственного разрешения конфликта, он не мог бы столкнуть отца с сыном в финальной сцене, когда без малейшего колебания или намека на сочувствие Адиль арестовывает отца. Эпизод этот, завершающий конфликт романа, выглядит художественно неубедительным.

Между тем, если бы автор хоть в какой-то степени руководствовался правдой характера, естественными человеческими побуждениями своего героя, он попытался бы показать нам, как личные чувства молодого человека приходят в противоречие с его гражданскими чувствами, как назревает в душе героя психологический конфликт. Таким образом, главный недостаток романа С. Кадирзаде «Зимняя ночь» заключается в отсутствии цельного, глубоко жизненного характера положительного героя.

Писателя Али Велиева – автора повестей «Гюльшен», романов «В нашем Чичекли» и др. – волновала проблема создания образа сложного, противоречивого человека. Таким задуман и герой его романа «Сердечные друзья».

Газета «Эдебият вэ инчэсэнэт» провела на своих страницах широкое обсуждение романа «Сердечные друзья». Многие авторы статей подвергли роман серьезному и вдумчивому анализу. Но наряду с правильными замечаниями и оценками романа в критических статьях были высказаны и ошибочные суждения о характере главного героя.

Критики Б. Вагабзаде (7 апреля 1957 года) и Навруз Гянджали (17 февраля 1957 года) утверджали, например, что А. Велиеву удалось создать убедительный образ положительного героя, хотя, дескать, этому герою – Абиль Гамбарову – и свойственны некоторые заблуждения и даже изъяны. Больше того, по мнению Навруз Гянджали, А. Велиев, создав образ Абиля, сделал шаг вперед в своем творчестве, так как нарисовал не прямолинейный, а противоречивый и сложный характер.

Но что же такое положительный образ? Кого мы имеем право называть героем наших дней?

На наш взгляд, в положительном герое главное – определенность и четкость основных свойств и черт характера. В положительном образе мы видим не идеальное, безошибочно действующее лицо «без сучка, без задоринки» или героя с изъяном, непременно раздираемого внутренними противоречиями, а живого человека, положительность которого определяется по основным чертам его характера. В этом смысле, думается, и следует предъявлять требования к положительному образу. Что же касается конкретного воплощения положительных свойств и черт, то метод социалистического реализма дает самый широкий простор для многообразия форм и способов их воспроизведения.

Положительный герой лишь тогда выполняет свои идейно-эстетические функции, когда существом своим, основными свойствами натуры отвечает насущным требованиям эпохи. Вся история советской литературы подтверждает, что только целенаправленные, глубокие и сильные натуры, выражающие дух времени и чаяния народа, могут называться в литературе социалистического реализма положительными. Таковы образы Павла Власова, Чапаева, Корчагина, Левинсона, Олега Кошевого, Кирилла Извекова, Давыдова и др.

Можно сказать, что в приведенных выше утверждениях рецензентов сказалось влияние теории, согласно которой положительные качества героя непременно должны быть разбавлены отрицательными, дабы он не получился слишком совершенным, идеальным. При этом ссылаются обычно на то, что и некоторые лучшие герои советской литературы не были «безгрешны» и тоже совершали ошибки. Но, говоря об ошибках, нам кажется, всегда следует разбираться в их особенностях – обусловлены ли они трудностями борьбы, спецификой обстановки, или вытекают из черт характера действующего лица. Давыдов, например, приехав в деревню и попав в совершенно необычные для него условия, несмотря на цельность характера, страстную партийность и ясность убеждений, все же совершает ряд ошибок. Однако эти ошибки – не результат особенностей его характера, а результат той сложной борьбы, которая происходила на Дону в период создания колхозов. И наличие этих ошибок не нарушает цельности характера положительного героя, а, напротив, делает образ глубже, убедительнее.

Как показывает опыт, образы становятся схематичными и сусальными не в результате стремления писателя к изображению совершенного характера, а потому что авторы лишь декларируют достоинства и абстрактные добродетели своих героев, не подкрепляя эти черты убедительными фактами. Абиль Гамбаров в начале романа изображен как преданный делу партийный руководитель. Но постепенно он начинает совершать такого рода поступки, которые несовместимы с его пребыванием на этом посту. И если характер Абиля задуман автором как положительный, то почему в романе отсутствует изображение процесса перерождения героя, почему автор считает, что читатель обязан верить ему на слово? После снятия с работы Абилю поручают пост председателя колхоза, и он с молниеносной быстротой и легкостью перестраивает колхозное хозяйство, благоустраивает жизнь колхозников и т. д. Но все это остается, в сущности, за рамками романа, автор только информирует читателей об этих фактах, больше декларирует, чем живописует. Характер Абиля противоречив: честность, трудолюбие, с одной стороны, слабость и наивность – с другой, ему не хватает глубины и внутренней силы. Естественно, что в результате убедительного образа нашего современника не получилось.

Не удался образ положительного героя и автору романа «В объятиях волн» (журн. «Азербайджан», 1956, N 7, 8) М. Сулейманову. Здесь дело заключается прежде всего в неправдоподобии противопоставленного положительному герою отрицательного персонажа.

Этот персонаж – Агахан – присваивает и издает чужие труды под своим именем, безмерно бахвалится, но, несмотря на явное мошенничество и полную аморальность, добивается высокого поста. По существу, конфликт со столь обнаженным и очевидным врагом не может двигать действие произведения. Положительный герой – Камиль – лишен цельности, в нем нет эстетически необходимой определенности характера. Несмотря на то, что автор наделил своего героя боевыми качествами (удаль, смелость и т. д.), он все же бессилен перед Агаханом.

Для того, чтобы сделать повествование увлекательным, М. Сулейманов пытается раскрыть характер своего героя с помощью всяких ультрадраматических эпизодов, не выдерживающих критики с точки зрения реализма и, конечно, не способствующих более глубокому изображению Камиля.

Роману «В объятиях волн» присущи те же недостатки, что и первому произведению М. Сулейманова «Тайна недр». Основной художественный просчет автора заключается в том, что он отталкивается не от правды характеров и обстоятельств, а больше конструирует их и ситуации в своем сознании, не учитывая того, что в искусстве даже самая подробная осведомленность в тех или иных областях производства не может еще служить гарантией для создания подлинно художественных характеров.

Таким образом, 1956 год в азербайджанской прозе явился годом творческих блужданий и поисков новых плодотворных путей художественного воссоздания образа современника. Но в силу тех или иных обстоятельств тогда не было в этом направлении одержано крупных побед.

1957 год был ознаменован прежде всего повестью молодого писателя И. Гусейнова «Горячее сердце». Эта повесть («Азербайджан», 1957, N 1) сразу же вызвала много споров; на страницах газеты «Эдебият вэ инчэсэнэт» была организована дискуссия, в ходе которой высказывались разные, порою взаимоисключающие суждения. Иса Гусейнов – способный и своеобразный писатель. В этом сходились почти все участники дискуссии. Но некоторые критики и писатели считали, что повесть явно неудачна, идейно вредна, так как, по их мнению, автор намеренно исказил жизненную правду (С. Рагимов, Д. Джафаров). М. Гусейн первый выступил в защиту повести, отметив, однако, недостатки и ошибки автора, которые заключаются прежде всего в собственно профессиональной неопытности молодого писателя.

Самым крупным недостатком повести «Горячее сердце» часть критиков считает сгущение отрицательных красок, неправдоподобие человеческих характеров, и в первую очередь характера отрицательного героя Султана Эмирли.

Д. Джафаров следующим образом резюмировал свое отношение к образу Эмирли: «Могут ли эти типы, если они даже есть, дать правильную картину содержания и направления руководства партии в деревне?»

Думается, что в наших суждениях о жизненной правде, о положительном и отрицательном началах в литературе сказывался порой и догматический, вульгарно-социологический подход к произведениям искусства. Литературные явления при таком подходе сопоставлялись и соизмерялись с фактами жизни очень упрощенно, и степень совершенства произведения определялась по тому, выдержана ли пропорция положительного и отрицательного. При этом, естественно, учитывалась не психология фактов – как подчеркивал Горький, – а сам факт как таковой. Так игнорировалась специфика искусства, право писателя обобщать свои наблюдения, особенности жанра, замысел автора и т. д.

Разоблачение Султана Эмирли имеет тем большее значение, что это живой характер хитрого, умного и сложного человека. За десять лет до описываемых в повести событий умерла жена Эмирли.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №10, 1958

Цитировать

Алибекова, Г. Азербайджанская проза сегодня / Г. Алибекова // Вопросы литературы. - 1958 - №10. - C. 122-134
Копировать